понедельник, 28 августа 2017 г.

Матильда: "Пусть это будет тайна!"

И снова о Матильде, Малечке... Матильде Феликсовне Кшесинской. 31 августа 2017 года исполняется 145 лет со Дня ее рождения. Дата почти круглая, может быть поэтому современное общество сейчас ломает копья относительно нового фильма с названием "Матильда" (премьерный показ намечен как раз на осень этого года), да спорит на тему ее отношений с наследником-цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II). Всем интересно был ли у них роман на самом деле и были ли они любовниками? Частично на этот вопрос ответила сама Матильда Кшесинская в своих мемуарах и ... интимных дневниках.

Матильда Феликсовна Кшесинская

По распространенному мнению мемуары авторами пишутся для самореабилитации в глазах потомков, интимные дневники ведутся исключительно для себя и часто их не удается прочесть ни близким родственникам, ни историкам - тетрадки с записями уничтожаются либо при жизни самим авторами, либо же уничтожаются после смерти родственниками согласно последней воле человека, обозначенной в завещании. Однако некоторые дневники так или иначе остаются и являются бесценными документами для историков и биографов, т.к. события в них отражены более достоверно и точно. Часть дневников Матильды Кшесинской уцелела и находится на хранении в Музее имени А.А. Бахрушина в г.Москве. В марте этого года популярная газета "МК"(Московский комсомолец) опубликовала часть дневников Матильды Феликсовны. Как раз ту часть, которая касается ее отношений с наследником-цесаревичем Николаем Александровичем. При этом сразу стоит привести цитату из вступительной статьи: "Как рассказали сотрудники музея, на протяжении долгих лет архив Кшесинской, хранящийся в фондах, был мало востребован. Даже в наши дни, при подготовке сценария фильма Алексея Учителя, эти документы остались в тени: никто из создателей картины в музей не обращался." (Источник) Что ж полистаем чуть-чуть и дневники, и мемуары знаменитой балерины...

 Наследник-цесаревич Николай Александрович и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская очень хотела быть на самой вершине жизни и быть среди высшей аристократии России. Даже в предисловии к своим мемуарам она специально подчеркивает свою близость к Дому Романовых: "Мои воспоминания я написала уже несколько лет тому назад... Когда я их закончила, Великая Княгиня Мария Павловна, сестра Великого Князя Дмитрия Павловича, которой я о них поведала, взяла их на прочтение. Она ими заинтересовалась и предложила заняться их изданием и переводом на английский язык, которым она владела в совершенстве. Она также выразила желание написать предисловие в доказательство своей дружбы ко мне и чтобы подчеркнуть, как она говорила, что в семье меня не считают чужой." Конечно балерина слукавила, она по всем правилам того времени была чужой, но ведь потомки должны думать иначе. И далее на страницах мемуарной книги идёт описание жизни будущей балерины, ее обучение балету и первое знакомство с царской семьей. Все благопристойно и фактически нет никаких пикантных подробностей, которые сейчас так пытаются найти в этих необычных отношениях двух известных людей: "Я влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблен, но все же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки."

Балерина Матильда Кшесинская 

Близки? А насколько и что подразумевалось под этим словом в те времена, более чем 100 лет назад? На этот вопрос как раз дают ответ уже дневниковые записи балерины. Все "отношения" приходятся на период с 1891 по 1894 год. Из записей в дневнике следует, что близость была исключительно духовной, дружеской и дальше поцелуев, дорогих подарков и ночных посиделок с вином и шампанским вдвоём дело так и не зашло! Причем Матильда ещё и флиртует с другими мужчинами и это несколько ее не смущает, и даже увлекает. Но при этом ей очень хочется быть рядом с наследником...

__________

Вторник 28 апреля
Ники мне привез брошку, но я не взяла. Я от него ничего не хочу, только бы он меня любил. Я хочу сохранить чистое, святое к нему чувство, не оскверняя его никакими материальными выгодами.
Ники уехал от меня не поздно, до угла дошел пешком. Ники всегда оставляет лошадь где-нибудь подальше, так безопаснее.

Понедельник 6 июля
Наконец настал день, который я ожидала с таким нетерпением. Я не верила даже утром, когда встала, что сегодня поеду в Красное и увижу моего незабвенного Ники.
Во втором антракте ко мне пришел в уборную В. А. (великий князь Владимир Александрович) вместе с Ники. В. А. спросил про мое здоровье и, что-то пробормотав, вышел из уборной, оставив Ники и меня. Я отлично знала, что В. А. пришел лишь затем, чтобы привести Ники, и мысленно его благодарила.
Едва В. А. вышел, как тотчас же замок щелкнул, и только тогда я могла поцеловать моего Ники. Разговор конечно не клеился, произносились какие-то бессвязные слова, да это и понятно после двухмесячной разлуки. Ники немного изменился, стал носить бороду, пока, конечно, совсем маленькую.

Воскресенье 22 ноября
Я догадалась, что С. (великий князь Сергей Михайлович) не прочь был бы за мной поухаживать, если бы не Ники. Сергей своими взглядами извел меня вконец, и скажу откровенно, что после сегодняшнего раза он мне еще более понравился, ужасно люблю таких бедовых, это моя слабость.

Среда 16 декабря
Я с Сергеем кокетничала. Сергей начинает заметно поддаваться, еще немного и будет то, что я добиваюсь. Я пила много, в особенности коньяка, но как и всегда я оставалась совершенно нормальной.

Пятница, 8 января
Ники приехал ко мне в 1-м час. ночи из Преображенского полка, где он обедал. Аля З. (барон Александр Зедделер, будущий муж старшей из сестер, Юлии Кшесинской) приехал к нам оттуда же, но немного раньше Ники. Я немного рассердилась на Ники, что он так долго сидел в полку, и вообще не совсем была в духе, так как у меня страшно болела голова.
Мы вчетвером — четвертая Юля — дули шампузен, который привез с собой Аля, и Ники сильно опьянел, Аля тоже. Я же, хотя и выпила довольно, была совершенно трезвая и твердо решила сегодня же поговорить с Ники о будущем.
Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала — так он был ласков. Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви.
Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.
Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет.
Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня. И как же я удивилась, когда узнала от Ники, что все это вдалбливает ему в голову Сандро.
В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил «пора», — слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина. Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал (было 4 час.), я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству и даже хотела... Нет, нет, не надо здесь этого писать, пусть это будет тайна. Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило!
__________

Наследник-цесаревич Николай Александрович среди офицеров в Красном Селе
Будущий император Николай II среди офицеров Измайловского полка 1892 год

Таким образом еще на 8 января 1893 года между балериной и наследником не было той самой интимной близости, которую так смакуют сейчас в разных статьях и фильмах. Не было бурных постельных сцен, которые показываются уже сейчас в трейлере к новому фильму "Матильда" от А.Учителя. Похоже все построено на сплетнях, ну например, на таком вот историческом анекдоте, который, кстати, тоже язвительно намекает, что наследник даже в свои 25 лет был ещё ребенком во всех отношениях.

Наследник-цесаревич Николай Александрович
 во время визита в Японию в мае 1891 года
Наследник-цесаревич Николай Александрович
 во время визита в Данию в 1892 году

Визиты наследника престола

Наследник российского престола, Николай Александрович, будущий император Николай II, с 1892 года регулярно посещал балерину Кшесинскую и... Ну, в общем, навещал её. Балерина тогда жила у своих родителей, которым приходилось делать вид, что они ничего не знают. Первое время наследник не снимал квартиру для своей любовницы, а ездил к её родителям, при этом он постоянно ругаел своего отца, который держит его за ребёнка, хотя ему уже 25 лет.
Суворин так описывает будущего императора в 1893 году:
"Очень не разговорчив, вообще сер, пьёт коньяк и сидит у Кшесинских по 5-6 часов, так что очень скучает и жалуется на скуку... Он оброс бородкой и возмужал, но, тем не менее, маленький".
Вскоре, однако, наследник написал балерине, что он посылает ей 3000 рублей, так как больше у него нет, чтобы она наняла себе приличную квартиру за 5000 рублей. Он к ней приедет и “тогда мы заживем с тобой, как генералы”.

Дневниковые записи Матильды Кшесинской обрываются 23 января 1893 года. И тут стоит привести еще одну цитату из "МК": "О чем бы там ни судачили в петербургском свете, все это не может считаться фактами. Так что пока не найдены оставшиеся дневники Кшесинской, ничего конкретного о «полном сближении» цесаревича и балерины сказать нельзя."  Таким образом "пусть это будет тайна", их тайна...

Комментариев нет:

Отправить комментарий