У богатых свои причуды, но и среди богатых есть те, кому причуды эти можно простить в силу того, что остальные их дела в жизни направлены на благо других людей. Эти "причудливые" люди появлялись в России благодаря тому, что в свое время оказывали ценные услуги, как самой России, так и Романовым. Последние были щедрыми и умели ценить таланты своих подданых и награждали их за верную службу.
Есть в Третьяковской галерее замечательный портрет, называемый в народе "Демидов (или дядька) с лейкой", кисти великого русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого. Портрет вроде бы парадный, но только вот изображенный на нем персонаж почему-то одет в халат, колпак, домашние туфли, да еще и опирается на садовую лейку, при этом еще и указывает рукой на горшки с цветами. Однако все это неслучайно: лейка и цветочные горшки - дань увлечению знаменитого богача России Прокофия Акинфиевича Демидова ботаникой, а халат и тапочки призваны подчеркнуть незаурядность его человеческой натуры.
Левицкий Д.Г. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова 1773
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Память о меценате и чудаке Прокофии Демидове на территории столицы России хранит тот самый любимый "Нескучный сад", получивший это свое необычное название благодаря тому, как пишет Н. Мезенин в статье о Демидове в газете "Горный край" от 06 сентября 2001 года, что "Демидовский Нескучный дворец, расположенный на берегу реки Москвы... при жизни владельца был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Какие люди тут бывали! Живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые мужи. После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). В бытность Прокопия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и сад всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй Порфирий Демидов расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места - Нескучный сад." Стоит еще добавить, что в 1765 году Прокофий Демидов написал научный трактат "Об уходе за пчелами" (опубликован в 1873 году в "Русском архиве") и почти 25 лет посвятил созданию уникального гербария, который стал достоянием Московского университета.