История России богата именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, деятелей культуры. Однако женские имена часто в нашей истории отодвигаются на второй план. Причиной тому представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних "рабынях", якобы ничего не умеющих. Ни голоса возвысить, ни дела сделать. Но это не так и тому доказательством наша русская история, которая нашла отражение в полотнах русских художников.
"Благодаря отсутствию перспективной глубины в "Морозовой" Суриков сумел подчеркнуть типичную и в данном случае символичную тесноту московских улиц, несколько провинциальный характер всей сцены, так чудовищно контрастирующей с восторженным воплем главной героини. Эту картину называли, думая ее этим осудить, ковром, но действительно это удивительное по своей гармонии пестрых и ярких красок произведение достойно назваться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь... Никакие археологические изыскания, никакие книги и документы, ни даже превосходные исторические романы не могли бы так сблизить нас с прошлым, установить очаровательную, желанную связь между отрывочным нынешним и вечным, но забытым прошлым... Однако значение Сурикова если и громадно для всего русского художества в целом, то не отдельно для кого-либо из художников. Учеников и последователей он не имел, да и не мог иметь, так как то очень нужное, чему можно было выучиться из его картин, не укладывалось в какие-либо рамки и теории. Его картины действовали непосредственно на всех, но ни на кого в отдельности..."
Александр Бенуа. Статья о Сурикове
Александр Бенуа. Статья о Сурикове
Суриков В.И. Боярыня Морозова 1887
(Государственная Третьяковская галерея)
В середине XVII века, с восшествием на престол второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича, фактически правителем страны стал его воспитатель - "дядька", боярин Борис Иванович Морозов. Его род был самым богатым в России - Морозовы владели тысячами дворов и десятками тысяч крестьянских душ. Брат Б.И.Морозова - Глеб Иванович Морозов - был тогда богатым собственником Костромских земель. Так что его женитьба на Федосье Соковниной, дочери родственника М.И.Милославской, жены царя Алексея Михайловича, была для девушки выгодной партией. Невеста отличалась редкой красотой и была воспитана в строгих правилах... Вот такова завязка сюжета, в котором главная роль отведена боярыне Феодосии Прокопиевне Морозовой.