четверг, 13 апреля 2017 г.

Люблю тебя, дуся моя Катя...

Один из ярких любовных романов XIX века - история любви российского императора Александра II и княжны Екатерины Михайловны  Долгорукой. Огромная разница в возрасте не играла никакой роли, все решала только любовь. В конце 2000-х некий гражданин РФ приобрел во Франции интимную переписку Александра II с его возлюбленной Екатериной Долгорукой. Шесть приобретенных писем принадлежат перу Александра II, четыре написаны княгиней Долгорукой. Письма оцениваются в настоящее время приблизительно в 1,5-4 тысячи евро каждое. Вся переписка датирована 1868-1871 годами. Письма объемом от четырех до восьми страниц каждое написаны преимущественно на французском языке. Однако влюбленные порой переходили и на русский - когда говорили не о своих чувствах и о событиях, а о физической близости...

Княжна Екатерина Михайловна Долгорукая

Краткая история любви Екатерины и Александра выглядит примерно так. 41-летний император Александр II впервые увидел Екатерину Долгорукую в 1857 году, когда ей было всего 10 лет, посетив их имение Тепловка на Украине. Вскоре отец Екатерины Михайловны разорился и умер, мать с четырьмя сыновьями и 2 дочерьми оказалась без средств. Император семейство Долгоруких взял на попечение: посодействовал вступлению братьев Долгоруких в петербургские военные заведения, а сестер - в Смольный институт. Обучение Долгоруких велось за счет государя и он часто посещал по заведенной традиции Смольный институт.

Княжна Екатерина Михайловна Долгорукая - выпускница Смольного института

18-летняя Екатерина Долгорукая сразила Александра II своей красотой и необычной легкостью общения, он без памяти в нее влюбился. В июле 1865 года в Петергофе в павильоне "Бабигон" на берегу Финского залива император и княжна стали близки. Расставаясь с княжной, царь произнес: "Я не свободен сейчас... Но при первой возможности я женюсь на тебе. Отныне и навеки я считаю тебя своей женой перед Богом. До завтра... Будь благословенна."(цитата из очерка французского дипломата Мориса Палеолога "Александр II и Екатерина Юрьевская", Петроград, 1924). Императрица Мария Александровна на тот момент была уже больна и не почти вставала с постели. Царь совсем потерял голову и настойчиво ухаживал за Екатериной. 

Император Александр II и княжна Екатерина Долгорукова

Екатерина Долгорукая ради любви к царю навсегда погубила свою репутацию, пожертвовала не только жизнью в свете с присущими ей развлечениями, но и вообще нормальной семейной жизнью. Когда же у них с царем родились сын Георгий, а затем и две дочери, у нее появилась новая печаль: ее дети были бастардами. Александр гордился сыном, говорил со смехом (почему со смехом?), что в этом ребенке больше половины русской крови — такая редкость для Романовых! В 1880 году особым тайным указом императора детям императора от Екатерины Долгорукой был дарован титул светлейших князей Юрьевских…

Император Александр II с княжной Екатериной Долгорукой и детьми

 Княжна Екатерина Долгорукая

Императрица была еще жива, а царь поселил Долгорукую с детьми в Зимнем дворце. Роман императора встретил осуждение императорской семьи, окружение императора разделилось на две партии: партию Долгорукой и партию наследника престола Александра Александровича. Мария Александровна страдала молча. 2 мая 1880 г. императрица умерла, а 6 июля Александр II тайно обвенчался с Е.М. Долгорукой. Он подумывал о том, чтобы ее короновать. Ей был присвоен титул светлейшей княгини Юрьевской, подчеркивая тем самым, что ее род ведет начало от Юрия Долгорукого. 1 марта 1881 года император был убит террористами из организации "Народная воля". 
_________

Но вернемся к письмам. Переписка изобилует придуманными царем словами, например, в первом же письме автор дважды использует "Bingerles", что означает "заниматься любовью". Кроме того, влюбленные никогда не подписывались своими именами, заканчивая письмо фразой "Mbou na bcerda". После смерти царя княгиня Екатерина Долгорукая переехала в Ниццу, забрав письма с собой. Спустя несколько лет переписку пытался вернуть в Россию Александр III, однако ему это не удалось. Ниже представлено всего одно письмо с того аукциона, дающее представление о том, что писали друг другу влюбленные...


Лот № 647, письмо Александра II - Екатерине Долгорукой

"Люблю тебя, дуся моя Катя"
(Рукописный текст на французском и русском языках, 4 страницы, Санкт-Петербург)

"Воскресенье, 2/14 февраля 1869, полдень

Твое утреннее письмо застало меня в обычный час, когда встает солнце, но не смог тут же ответить тебе, дуся моя... Теперь я должен отправляться на парад, потом на концерт, где надеюсь встретить тебя... 

4.30 после полудня

Наша встреча была очень короткой, как луч солнца, однако для меня и это было счастьем, и ты должна была это почувствовать, дорогая дуся, хотя я не осмелился даже остановить тебя, чтобы хотя бы пожать твою ручку. Я возвратился с концерта и должен покатать на санях дочку. 

0.15.

Полчаса как я вернулся с французского спектакля, где скучал до смерти, хотя и был счастлив иметь повод быть с тобой, мое счастье, мое сокровище, мой идеал. Завершение нашего вечера оставило у меня очень нежное впечатление, но я признаю, что был крайне опечален тем, что видел твое беспокойство в начале, твои слезы причинили мне боль, потому что невольно я говорил себе, что тебе больше недостаточно моей любви, нет, скорее, что те короткие мгновения, которые я мог тебе уделить каждый день, не были достаточной компенсацией тебе за потрясения, неудобства и жертвы твоего нынешнего положения. Я думаю, что нет нужды тебе повторять, дорогой ангел, что ты - моя жизнь, и что все для меня сосредоточено в тебе, и именно поэтому я не могу хладнокровно смотреть на тебя в твои минуты отчаяния... Несмотря на все мое желание, я не могу посвятить свою жизнь только тебе и жить только для тебя... Ты знаешь, что ты - моя совесть, моей потребностью стало ничего от тебя не скрывать, вплоть до самых личных мыслей... Не забывай, дорогой мой ангел, что жизнь мне дорога потому, что я не хочу потерять надежду посвятить себя целиком только тебе... Люблю тебя, дуся моя Катя.

Понедельник, 3/15 февраля, 08.15 утра

Хотел бы проснуться в твоих объятьях. Надеюсь вечером, часов в 8, встретиться в нашем гнездышке... Твой навсегда".

 Князь Георгий Александрович Юрьевский,
сын императора Александра II  и Екатерины Долгорукой
 Княжны Екатерина Александровна и Ольга Александровна Юрьевские,
 младшая и старшая дочери императора Александра II и Екатерины Долгорукой

Комментариев нет:

Отправить комментарий