среда, 6 сентября 2017 г.

Тронные кресла Романовых

Тронное кресло - сакральный символ власти. Этот предмет мебели актуален и до сих пор, хотя и выглядит это как жалкая пародия на царскую регалию. "Трон" нынче имеют все мало-мальски значительные властные персоны: их кабинеты украшают "троны" - этакие вычурные кресла, на которых во главе стола для совещаний имеют право сидеть только они. Они - это маленькие начальники всяких РЭУ и ДЕЗов, непонятных акционерных обществ, корпораций и контор, губернаторы и всякие президенты. Чем выше персона, тем дороже ее "трон". Ну как тут не вспомнить строчку из стихотворения Николая Гумилева, написанного 17 октября 1905 года, когда российский самодержец Николай II принял "Манифест об усовершенствовании государственного порядка" (манифест ограничивал власть императора и распределял власть между ним и Государственной думой, а также даровал ряд гражданских свобод населению): "Захотелось жабе черной заползти на царский трон..." Что ж вот так и заползли на "троны" всякие жабы, разваливая методично Россию на свой вкус и лад, не неся при этом никакой ответственности за это... 

Рябушкин А. Сидение царя Михаила Фёдоровича Романова с боярами 1893

Почти все тронные кресла династии Романовых имеют свою особенную историю, а также и культурную ценность. Это не современные "жабьи" кресла, это шедевры, созданные руками мастеров-мебельщиков, ювелиров, позолотчиков, резчиков... Первые троны Романовых исполнены в стилистике Востока, а после прихода к власти Петра I царские кресла приобрели европейский вид.

Трон Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых
Переделан русскими мастерами в начале XVII века из старого трона Ивана Грозного восточной работы. Имеет форму древнерусского кресла с высокой спинкой. Украшен рубинами, бирюзой, алмазами, хризолитами и жемчугом.  Трон сохранился с большими утратами: нет некоторых золотых пластин на ножках и подножия. В одной из описей XVII века написано про это так: "В одной ножке ободрано и с каменьи...", а далее идёт приписка: "Были в походах".

Трон царя Алексея Михайловича - "Алмазный трон"
Подарен в 1660 году царю Алексею Михайловичу джульфинскими купцами. Тронное кресло изготовлено ювелирами персидского шаха в готическом стиле в 1659 году, а ювелирные инкрустации выполнены армянскими мастерами. Его украшают 876 алмазов и более 1200 драгоценных камней - изумруды, яхонты, рубины и жемчуг. На верху, на столбиках, установлены золотые фигуры апостола Петра и Николая Чудотворца, а в России умельцами был приделан еще и двуглавый орел посреди спинки. На красном бархате спинки выткана на латыни надпись: "Могущественному и непобедимому Московии императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон, великим искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659". За этот подарок армянские купцы получили от царя право на привилегию вести торговлю в России и через Россию с Западной Европой. 

Уникальный двойной трон - для двух братьев - соправителей Ивана и Петра Алексеевичей.
Напоминает архитектурное сооружение. Серебряный, позолоченный трон изготовлен в кремлевских производственных мастерских в 80-х годах XVII века. Властвовать хотелось двум родам в то время: родственникам первой жены Алексея Михайловича - Милославским, и родственникам Натальи Кирилловны - Нарышкиным. После стерелецких восстаний и смут короновали сразу двух царей - 16-летнего Ивана (старший царь) и 10-летнего Петра (младший царь). Сзади трона на стене окошко - для того, чтобы государственные мужи подсказывали юношам решение того или иного вопроса, если оные затруднялись с ответом.

Трон императора Петра I
Создан в 1713 мастерами-профессионалами тронного дела. Установлен в Малом тронном зале Зимнего дворца (хотя по некоторым источникам, это одна из шести копий трона императрицы Анны Иоановны, а трон Петра не сохранился).

Трон императрицы Анны Иоановны
Кресло имеет английское "присхождение" - изготовлено в Лондоне в 1713 году по рисункам художника Николаса Клаузена из дерева, оправленного в серебро. В настоящее время известен под наименованием "Большого императорского трона", украшающего Георгиевский зал Зимнего дворца. Интересный факт из истории Эрмитажа: после ВОВ, на том месте, где раньше стоял этот трон, была установлена карта Советского Союза во всю стену из изумрудов рубинов, оникса, аквамаринов и т.д. 

Тронное кресло императрицы Елизаветы Петровны
Создано в 1742 году и представляет собой изящную вещицу времен стилей барокко-рококо. Орнаментальный узор из слоновой кости, позолота, красный бархат, российский герб и личный вензель в виде буквы "Е" на спинке кресла.

Стоит отдельно сказать, что по мере роста благосостояния России и разрастания богатств самих Романовых, увеличивалось и число тронных кресел. В каждой резиденции или городских дворцах обеих столиц, как-то Зимний дворец, Кремлевский дворец, Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск, Ораниенбаум и т.д. были оборудованы залы для торжественных приемов и там стояли свои тронные кресла. Кроме того создавались и тронные кресла, которые дарились местными властями и состоятельными горожанами высоким особам, если те прибывали с визитами в тот или иной город России. Поэтому у императоров России данный предмет мебели имел весьма разнообразный вид и стилевое исполнение. 

Рокотов С.Ф. Портрет императрицы Екатерины II в тронном кресле с символами власти 1763
Тронные кресла императрицы Екатерины Великой - Рыбинск и Петергоф

Боровиковский В.Л. Портрет императора Павла I с символами власти
Тронное кресло императора Павла I - Гатчина
К сожалению тоже одна из копий трона императрицы Анны Иановны. Оригинал же трона императора Павла Петровича утрачен во время ВОВ, т.к. ценности Гатчинского дворца не были своевременно эвакуированы. 
Тронное кресло императора Павла I
Данное кресло носит название Мальтийского трона, создано в 1798-1800 году для императора Павла I, 72-го великого магистра Мальтийского ордена с 1798 года. 

Трон императора Александра I, создан к празднованию 5-летия со дня победы над Наполеоном для торжеств в г. Москве 1817 году
Императора Александра I современники считали по-настоящему европейским царем, потому на 5-летие победы над Наполеоном русское столичное купечество заказало для самодержца кресло в стиле ампир, модном тогда в Европе. Причем по одной из версий с намеком: кресло якобы было копией трона императора Наполеона. Круглую спинку кресла окаймляет лавровая гирлянда - знак триумфа и победы. В 1912 году трон был передан Историческому музею.

Трон императора Николая I в Петергофском дворце
Основательное и мощное изделие в духе правления этого самодержца. Дуб, позолота и личный вензель императора на спинке кресла.

Особое место отведено тронным креслам и на коронациях царственных особ. Для кого-то эти предметы мебели изготавливались специально, а кто-то использовал уже существующие экземпляры с историей. Коронации по традиции проходили в Успенском Соборе Московского Кремля. Короновавшая сама себя императрица Елизавета Петровна использовала на церемонии старое историческое кресло-трон Бориса Годунова. А на коронации будущего императора Николая I использовались три трона: снова трон Бориса Годунова, этакая "тумбочка-табурет" в драгоценных каменьях, для вдовствующей императрицы Марии Федоровны; трон царя Алексея Михайловича для императора Николая I; трон царя Михаила Федоровича для императрицы Александры Федоровны.

Стоит упомянуть ещё об одной коронации императора Николая I: он единственный из русских императоров короновался второй раз, ещё и как король польский. Согласно Конституции Польши, утвержденной ещё императором Александром I, все преемники власти в Польше должны были короноваться в столице этой страны Варшаве по определенному обряду. Что и сделал 24 мая 1829 года российский император Николай I, тем самым получив законный титул Царя польского.

Тронные кресла Николая I и его супруги Александры Федоровны
 для польской коронации в Варшаве.

Следующие коронации императоров в России также происходили с использованием тронных кресел московских царей. На сайте московского Кремля так описывается коронация будущего императора Александра II: "26 августа 1856 г. в Москве состоялась коронация вступившего на российский престол императора Александра II. В Успенском соборе были установлены царские троны: для императора — «трон из слоновой кости» (костяной трон царя Ивана Грозного), для императрицы — «золотой» трон царя Михаила Федоровича. Особое место отвели вдовствующей императрице, для которой из Оружейной палаты принесли «алмазный» трон царя Алексея Михайловича. " (Источник)

Коронационные регалии для коронации императора Александра III.
Листок из коронационного альбома. Тронные кресла московских царей
Тронное кресло императора Александра III
Еще в 1856 году это кресло было установлено в Андреевском зале Московского Кремля после коронации Александра II. Кресло позже было исправлено и вновь вызолочено московским купцом Соколовым, он же изготовил парное кресло для императрицы Марии Федоровны по образцу существующего для коронационных торжеств императора Александра III. Теперь находится в Гатчинском дворце

Подготовка к коронации императора Николая II в Московском Кремле. Перенос тронных кресел  московских царей в Успенский Собор.

Для коронационных торжеств последнего русского императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, а также вдовствующей императрицы Марии Федоровны были изготовлены специально также три одинаковых тронных кресла. Их можно сейчас увидеть в Кремлевском дворце.

Коронационные кресла последних Романовых
Тронные кресла императора Николая II  и наследника-цесаревича Алексея Николаевича

 
Кадры хроники - император Николай II зачитывает тронную речь перед членами Государственной Думы 1906 год

Первая русская серьезная смута 1905 года положила начало развалу России. Тогда-то "черные жабы" и замахнулись на царскую власть и на то, чтобы самим захватить тронные кресла. Ну а 1917 год завершил всю эту историю...

Художник (?) Около царского трона в октябре 1917-го

1905, 17 октября

Захотелось жабе черной
Заползти на царский трон,
Яд жестокий, яд упорный
В жабе черной затаен.

Двор смущенно умолкает,
Любопытно смотрит голь,
Место жабе уступает
Обезумевший король.

Чтоб спасти свои седины
И оставшуюся власть
Своего родного сына
Он бросает жабе в пасть.

Жаба властвует сердито,
Жаба любит треск и гром.
Пеной черной, ядовитой
Всё обрызгала кругом.

После, может быть, прибудет
Победитель темных чар,
Но преданье не забудет
Отвратительный кошмар.

Н.Гумилев

Комментариев нет:

Отправить комментарий