среда, 18 апреля 2012 г.

Вдвоем

Старые альбомы  и фотографии хранят в себе историю, историю человеческих жизней. Пресыщеные люди XXI века далеки от сентиментальности, от воспоминаний, от памяти. Трогательные черно-белые снимки имеют ценность сегодня уже разве только для тех, у кого еще сохранилось в душе желание любить, иметь свою семью, свой дом и простое человеческое счастье. Найти счастье в наше время совсем непросто и может быть виной всему то, что мы забыли мудрость наших предков: мудрость кропотливого строительства человеческих отношений между мужчиной и женщиной. Есть двое и эти двое могут что-то создать, если захотят этого сами. Императорская чета Романовых, пожалуй, тот самый образец счастливой семейной пары, которая была вместе и в печали, и в радости. Они называли друг-друга "Солнышко", ласково и трогательно. Их переписка и дневники говорят сами за себя и может быть сегодня, когда материальный мир задавил все человеческие чувства в людях, стоит прочесть хотя бы несколько строк, чтобы задуматься о том, куда же мы идем, если не будем уметь любить и ценить друг друга?
 
Галкин И. Коронационный листок 1896 
 
"Так одиноко без тебя... Вот бы ты соскользнул ко мне с солнечного луча..."
(из письма  Аликс к  жениху Цесаревичу Николаю)
Солнечный луч мне упал на бумаги,
И я шепчу: "Соскользни с него милый..."
Сердце моё без тебя истомилось.
Боже, подай для разлуки отваги!
...Любовь - Жар-Птицу - вечную, святую -
Они в сердцах замкнули навсегда.
И плачет сердце в радости, ликуя,
В разлуке - в муках - сладостно тоскует -
Не растеряли нежность сквозь года!
Любовь, что шла чрез муки и страданья,
Сильней цвела в терновых испытаньях,
Не запятнала Ангелов сердца.
Любовь - что удостоилась венца!
Из поэмы Елены Васильевой "Любви небесной образ"
_________________________________


 Фотографии четы Романовых 1890-1894 годы
 
Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.
Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий — от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.
Из дневника императрицы Александры Федоровны
Императрица Александра Федоровна 
 
Маленькая чудесная фотосесия - императорская чета на яхте "Штандарт"
 
Они счастливы - они улыбаются
 
Мой любимый!
Какую глубокую радость сегодня утром доставило мне твое письмо. От всего сердца благодарю тебя за него. Да, милый, действительно, это расставание было одним из самых тяжелых, но каждый день снова приближает нашу встречу...
Твои дорогие письма и телеграммы я положила на твою кровать, так что, когда я ночью просыпаюсь, могу потрогать что-то твое. Только подумайте, как говорит эта замужняя старушка - как выразились бы многие, «старомодно». Но чем бы была жизнь без любви, что бы стало с твоей женушкой без тебя? Ты мой любимый, мое сокровище, радость моего сердца. Чтобы дети не шумели, я с ними играю: они что-то задумывают, а я отгадываю... Сейчас до свидания. Да благословит и хранит тебя Бог.
Крепко целую, милый, твоя нежно любящая и преданная женушка, Алике.
Из письма Александры Федоровны императору Николаю II 31 августа 1902 года.
 
 
Мой любимый!
Снова ты уехал один, и я с тяжким сердцем рассталась с тобой! Долго, долго не будет больше ни поцелуев, ни нежных ласк, а мне хочется прижаться к тебе, крепко обнять и дать почувствовать всю силу моей любви. Ведь ты — моя жизнь, мой возлюбленный, и каждая разлука причиняет мне бесконечную душевную боль, потому что ведь это разлука с самым для меня дорогим и святым! Дай Бог, чтобы это было ненадолго. Другие, без сомнения, найдут меня глупой и сентиментальной, но я чувствую слишком глубоко и сильно, и моя любовь к тебе, мой единственный, безмерна. Я знаю все твои душевные заботы, тревоги и мучения, и чем они серьезнее, тем сильнее мне хочется разделить с тобой эту тяжелую ответственность и взять эту ношу на свои плечи. Молишься и вновь молишься с верой, надеждой и терпением — должны же, наконец, наступить хорошие времена, и ты и наша страна будете вознаграждены за все сердечные муки, за всю пролитую кровь!..
Прощай, мой единственный, любимый, солнышко мое, муженек мой, мой собственный! Навсегда, до смерти, твоя жена и друг Солнышко.
Из письма Александры Федоровны императору Николаю II 30 декабря 1915 года
 
 
 Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал все это, если Богу не было бы угодно дать мне в жены и друзья тебя. Я всерьез это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать все это на бумаге — по глупой застенчивости.
Благослови Бог тебя, моя душка, и дорогих детей! Навеки, мое дорогое Солнышко, твой старый муженек Ники.
Из письма императора Николая II 31 декабря 1915 года Александре Федоровне

Николай и Александра, Франция 1897
 
В свадебную ночь 15 ноября 1894 года Аликс записала в дневнике уже своего мужа, цесаревича Николая: "Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно."

...Рук не разняли ни до и ни после.
Навьюченный, век тащит призрачный ослик:
ни влево, ни вправо, а только вперед,
и слепо за ним - ослепленный народ.
Зоя Журбенко
_____________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий