История России богата именами выдающихся правителей, полководцев, дипломатов, деятелей культуры. Однако женские имена часто в нашей истории отодвигаются на второй план. Причиной тому представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних "рабынях", якобы ничего не умеющих. Ни голоса возвысить, ни дела сделать. Но это не так и тому доказательством наша русская история, которая нашла отражение в полотнах русских художников.
"Благодаря отсутствию перспективной глубины в "Морозовой" Суриков сумел подчеркнуть типичную и в данном случае символичную тесноту московских улиц, несколько провинциальный характер всей сцены, так чудовищно контрастирующей с восторженным воплем главной героини. Эту картину называли, думая ее этим осудить, ковром, но действительно это удивительное по своей гармонии пестрых и ярких красок произведение достойно назваться прекрасным ковром уже по самому своему тону, уже по самой своей красочной музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь... Никакие археологические изыскания, никакие книги и документы, ни даже превосходные исторические романы не могли бы так сблизить нас с прошлым, установить очаровательную, желанную связь между отрывочным нынешним и вечным, но забытым прошлым... Однако значение Сурикова если и громадно для всего русского художества в целом, то не отдельно для кого-либо из художников. Учеников и последователей он не имел, да и не мог иметь, так как то очень нужное, чему можно было выучиться из его картин, не укладывалось в какие-либо рамки и теории. Его картины действовали непосредственно на всех, но ни на кого в отдельности..."
Александр Бенуа. Статья о Сурикове
Александр Бенуа. Статья о Сурикове
Суриков В.И. Боярыня Морозова 1887
(Государственная Третьяковская галерея)
В середине XVII века, с восшествием на престол второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича, фактически правителем страны стал его воспитатель - "дядька", боярин Борис Иванович Морозов. Его род был самым богатым в России - Морозовы владели тысячами дворов и десятками тысяч крестьянских душ. Брат Б.И.Морозова - Глеб Иванович Морозов - был тогда богатым собственником Костромских земель. Так что его женитьба на Федосье Соковниной, дочери родственника М.И.Милославской, жены царя Алексея Михайловича, была для девушки выгодной партией. Невеста отличалась редкой красотой и была воспитана в строгих правилах... Вот такова завязка сюжета, в котором главная роль отведена боярыне Феодосии Прокопиевне Морозовой.
Молодой государь, Алексей Михайлович, взошедший на трон в 1645 году, не любил войн, за что и был прозван "Тишайшим", но очень любил церковные службы и всякие чудеса. Эти два увлечения привели его к мысли, что русская церковь устроена как-то не так и хорошо бы переделать ее на иностранный манер и поставить под контроль государства. Задумано... и время реформ начнет свой ход, но пока же главная героиня боярыня Морозова, прожив с мужем около 11 лет, внезапно становится вдовой и наследницей огромного состояния, позволяющего ей жить ни в чем себе не отказывая. Ее дворец в подмосковном Зюзино поражал своей роскошью: полы были выложены шахматной плиткой, стены украшал китайский шелк, а в саду гуляли павлины. На богомолье боярыня ездила в золотой карете, запряженной шестью или двенадцатью лошадьми, с огромным количеством слуг и челяди.
Но молодая вдова неожиданно для всех избирает другой удел - удел благочестия. Она перестраивает свой быт по монастырскому образцу. Феодосия Прокопиевна открыла двери своих роскошных хором перед нищими и монахами, юродивыми и убогими, раздавая им свое богатство. Она сама лечила больных, перевязывала им раны, шила одежду для бедняков, вставала с первыми лучами солнца и посвящала себя делам милосердия.
И вот с 1653 года начались реформы русской церкви. Были проведены исправления в текстах богослужебных книг и в обрядах. Незначительные, в современном понимании, нововведения всколыхнули русское общество. Еще в 1652 году патриархом был избран близкий к царю Никон - выходец из крестьян, человек бескорыстный, но очень гордый. Никон и совершил ту самую революцию в вере, которая до сих пор еще никак не уляжется и которая стала причиной разделения верующих на старообрядцев и никонианцев. Самое безобидные новшества - креститься надобно тремя перстами, вместо двух, вместо "Исус" писать "Иисус". Кроме того произошли некоторые исправления в церковных книгах, которые и получили название "исправление церковных книг" по греческому обряду. На соборе 1654 года патриарх Никон показал свой гордый нрав и не терпел никаких возражений против реформ.
Крившенко А.Д. Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) 1880
Боярыня Морозова быстро стала ярой сторонницей всех гонимых за старую веру. А гонения были серьезные - тех, кто упорствовал, ждала жестокая кара - сожжение в срубе, подобии деревянной клетки. Русская инквизиция не щадила никого, даже любимец царя, ученый протопоп Аввакум, был сослан в Даурию... Вернувшись из ссылки в 1664 году протопоп Аввакум обрел духовных дочерей - сестер Соковниных, боярыню Морозова и ее сестру княгиню Евдокию Урусову. Дом Морозовой вскоре стал центром старообрядческой жизни: сюда приходили и тайно жили гонимые правительством раскольники, отсюда рассылалось огромное количество писем, часть из которых писала сама боярыня. По словам современника, Морозова была настолько тверда в вере, что не боялась рисковать даже единственным сыном. Она говорила своим родственникам: "Изведите сына моего Ивана ... и предадите его на растерзание псом, страша мене, яко да отступлю от веры, то аз не хошу сего сотворити".
Суриков В.И. Голова боярыни Морозовой. Этюд для картины Боярыня Морозова
Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом стал раздражать власть. После нескольких предупреждений у Морозовой отняли в казну часть владений, братьев выслали подальше из столицы. Протопопа Аввакума сослали в Пустозерск и пятнадцать лет протопоп провел в земляной тюрьме, в голоде и холоде, а потом в апреле 1681 года был сожжен на костре.
Мясоедов П.Е.Сожжение протопопа Аввакума 1897
В 1669 умерла царица Мария Ильинична. Вскоре Феодосия Морозова приняла тайный постриг. В январе 1671 года царь Алексей Михайлович отмечал свой второй брак с молодой Натальей Кирилловной Нарышкиной. Федосья Морозова по своему положению одной из знатнейших женщин при дворе была обязана присутствовать на свадьбе. Однако она уклонилась от этого, что вызвало гнев царя. В ноябре 1671 года боярыню Морозову и ее сестру княгиню Евдокию Урусову арестовали. Все попытки заставить сестер и их приближенных принять церковные реформы и перекреститься тремя перстами были отвергнуты. В тюрьме Морозова узнала о смерти своего единственного сына Ивана.
Суриков В.И. Рука боярыни Морозовой. Этюд
Узниц жестоко истязали. Женщин поднимали на дыбу, а затем бросали обнаженными спинами на лед. Человеческие, а не выдуманные героические страдания переданы автором Повести о боярыне Морозовой. Боярыня Морозова была заключена в тюрьму Новодевичьего монастыря.
Но вскоре было решено убрать сестер Соковниных подальше от столицы -о ни были сосланы в Боровск. Морозова с сестрой были помешены в земляную яму. Вскоре их перестали кормить. Княгиня Урусова прожила в этих условиях два с половиной месяца. Морозова умерла 2 ноября 1675 года и была тайно, без отпевания, похоронена рядом со своей сестрой. Царь Алексей Михаилович, судя по современному известию, три недели не разрешал объявлять об этом. Могилы мучениц постарались скрыть.
Суриков В.И. Эскизы к картине "Боярыня Морозова" 1887
Но вскоре было решено убрать сестер Соковниных подальше от столицы -о ни были сосланы в Боровск. Морозова с сестрой были помешены в земляную яму. Вскоре их перестали кормить. Княгиня Урусова прожила в этих условиях два с половиной месяца. Морозова умерла 2 ноября 1675 года и была тайно, без отпевания, похоронена рядом со своей сестрой. Царь Алексей Михаилович, судя по современному известию, три недели не разрешал объявлять об этом. Могилы мучениц постарались скрыть.
Милорадович С.Д. Суд над патриархом Никоном
Глава русской церкви патриарх Никон после конфликта с царем удалился от дел. Собор 1666 года в присутствии Антиохийского и Александрийского патриархов лишил Никона патриаршества и сослал в Ферапонтов монастырь... К нему никого не пускали, даже дорогу отвели в сторону от монастыря. И только видя смирение бывшего патриарха, царь стал присылать ему подарки, разрешил доступ посетителям, а перед смертью и вовсе попросил у Никона отпустительную грамоту и прощения.
Десять лет пребывания в Ферапонтовом монастыре сменились для Никона более тяжелым заключением в Кирилло-Белозерском монастыре. Потом было разрешено ему вернуться в Воскресенский монастырь под Москвой. Но 17 августа 1681 года в Ярославле Никон скончался. Похоронили его в Воскресенском монастыре. Царь Федор сам нес гроб с телом покойного на плечах. Уже после погребения пришли грамоты четырех восточных патриархов - с Никона снимали проклятие Собора 1666 года и восстанавливали его в патриаршем достоинстве.
Так что, все персонажи этой истории получили каждый свое - кто мученичество и славу в веках, кто проклятия и множество вопросов, надо ли было так делать. Ясно только одно - милосердие людям, насаждавшим новую веру на Руси, было неведомо. А раскол в русской церкви так и остался и старообрядцы до сих пор являются чем-то небычным и приковывающим к себе внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий