среда, 27 февраля 2013 г.

Великая княгиня Ольга Александровна

Великая княжна Ольга Александровна Романова вошла в историю не только как последняя дочь Государя императора Александра III, но и как  подвижница милосердия, и как талантливая художница. Только в последние годы мы открываем для себя все эти стороны из жизни Романовых, и все представляется в несколько ином свете. Как уже ранее отмечалось, с  детьми в царской семье занимались очень серьезно, давая им превосходное образования и учили жить отнюдь не в роскоши. Биограф великой княгини Ольги Александровны Йен Воррес в частности отмечает: "Еще в 1922 году можно было видеть комнаты, в которых жили августейшие дети в Зимнем дворце в Петербурге, в Царском Селе, Гатчине и Петергофе. Спали они на походных кроватях с волосяными матрасами, подложив под голову тощую подушку. На полу - скромный ковер. Ни кресел, ни диванов. Венские стулья с прямыми спинками и плетеными сидениями, самые обыкновенные столы и этажерки для книг и игрушек - вот и вся обстановка. Единственное, что украшало детские, - это красный угол, где иконы Божией Матери и Богомладенца были усыпаны жемчугом и другими драгоценными камнями. Пища была весьма скромной. Со времени царствования Александра II его супругой, Императрицей Марией Александровной, бабушкой Ольги, были введены английские обычаи: овсяная каша на завтрак, холодные ванны и много свежего воздуха…"  Таково было и детство великой княжны Ольги.
 
"О "порфирородной" сестре милосердия заклятые враги династии не могли сказать ничего кроме самого хорошего... Женщины с душевными качествами великой княгини Ольги представляют собой редкое явление"
Великий князь Александр Михайлович Романов
 
 
Великая княгиня Ольга Александровна 
 
Императрица Мария Федоровна имела много претензий к своим детям: ей не нравилась жена старшего сына Николая, она боялась за Михаила  из-за его постоянных романов с сомнительными женщинами, Ольга же казалась ей гадким утенком, да еще и с несносным характером. Чинно и благовоспитанно вести себя она не желала, куклы и прочие детские игрушки ее интересовали мало, и росла она настоящим сорванцом.

среда, 20 февраля 2013 г.

Коллекция ценностей Ольги Палей

Вернемся опять к семейству Палей. Распродажа культурных ценностей России в 20-30-х годах прошлого века до сих пор остается одной из самых больных тем для историков и искусствоведов. Что потеряла Россия? Миллиарды! А продано все было фактически за бесценок. С какой целью? Вроде бы благой: спасти голодающих и восстановить молодое советское государство, однако... "В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры -- 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря -- 384 бриллианта; из Оружейной палаты -- золотого и серебряного лома 40 пудов. Но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было. Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. На покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию." (Мы продали свои сокровища за копейки). Многое из распроданного до сих пор всплывает на антикварных аукционах Европы и Америки. Одной из "пострадавших" стала знаменитая княгиня Ольга Палей, графиня фон Гогенфельзен, жена Великого князя, младшего сына императора Александра II, Павла Александровича. О ней ранее рассказывалось в материале "Семейство Палей". Средства позволили ей построить в Царском Селе особняк (известный сейчас как Дворец Ольги Палей) и собрать там уникальную коллекцию произведений искусства. В 1920-х некий антиквар-англичанин Норман Вейс фактически даром выкупил все оптом, вплоть до интерьеров, у российских чиновников. Фильм из серии "Потерянные шедевры" рассказывает об этой коллекции и о судьбе Ольги Палей.

 Ольга Палей с великим князем Павлом Александровичем Романовым


воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Александр II

Император Александр II жил под му­чительным знаком предсказания, данного будто бы еще при его рождении юродивым Федором. Непонятные, загадочные слова блаженного Федора вот уже несколько десятилетий из уст в уста передавались в народе: «Новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Первое пророчество сбылось, что же касается слов о «крас­ных сапогах», то значение их пока еще понималось буквально. Кто мог предполагать, что взрывом бомбы царю оторвет обе ноги, и он, обливаясь кровью, умрет в страшных муках через несколько часов после дьявольского покушения. 

Император Александр II 
Покушений было восемь. 1 марта 1881 года произошло последнее, за­кончившееся мученической смертью царя-освободителя покушение. Если считать бомбы, брошенные народовольцами Рысаковым и Гриневицким с интервалом в несколько ми­нут, за два покушения, то парижской ведунье удалось-таки предсказать порядковый номер последнего. Никто не мог понять, как это целое государство, огромное и могуществен­ное, не смогло уберечь одного человека.

суббота, 16 февраля 2013 г.

Памятник на Крови - варианты и реальность

Как-то наткнулась на одну статью, посвященную выставке в Петербурге в честь 150-летия архитектора Леонтия Бенуа (1856-1928). Вот несколько выдержек из нее. Памятник на Крови императору Александру II/

 
Проект церкви Воскресения на месте убийства Александра II
_________________

Нынешняя выставка легко их веру подтвердит. Леонтий Бенуа построил немного – гораздо больше осталось в эскизах, но все это чрезвычайно убедительно. Эскизы виртуозны, стили поддаются архитектору с легкостью, детали вырастают из-под его пера с быстротой и изобретательностью росчерка, он может и храм, и банк, ему комфортно в своей профессии – хоть в неоклассике, хоть в неоготике.
В Петербурге по его проектам было возведено около 40 зданий – здесь и легкокупольная при всей своей помпезности великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, и тяжеловесный, "средневековый" при всей малости своих площадей костел Божией Матери Лурдской в Ковенском переулке, и зрительно завершающий не что иное, как саму Дворцовую площадь, комплекс зданий Придворной певческой капеллы на Мойке, и богатые, вопиюще тогда современные, со всеми приличествующими большим деньгам прибамбасами здания банков на Невском и Большой Морской, и отличные доходные дома на Моховой, на Третьей линии, в начале Невского, на Каменноостровском, в которых и сегодня квартиры дороже, чем в соседних не столь именитых зданиях, и клиника Отта, и выставочный корпус Академии художеств, перешедший Русскому музею и получивший название корпуса Бенуа. Есть Бенуа и в Москве: по его проекту возведен доходный дом Первого Российского страхового общества на Кузнецком мосту, в котором потом разместится НКВД, в чем зодчего винить не стоит. А еще Леонтий Бенуа мог спасти Петербург от безумного Спаса на Крови – его проект был одним из трех победителей конкурса на храм на месте гибели Александра II. Не повезло – хитрый царедворец Альфред Парланд протиснул свое чудовище.


пятница, 8 февраля 2013 г.

Романовские пирамиды

Композиционный сюжет нижеприведенных фотографий один - пирамиды. У этого высочайшего семейства можно встретить довольно много таких забавных фотографий. Что-то типа фирменного стиля.


Снизу-вверх: принц Альберт Саксен-Альтенбургский , будущий император  Александр III, его брат Владимир и князь Николай Лейхтенбергский

среда, 6 февраля 2013 г.

Художник-чудак А.О. Орловский - любимец Константина Павловича

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.
Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802
О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Близнецы-двойники

Фото 1895 года

Весьма забавная фотография, но это не император Николай II. А как похож, одно лицо. У Николая II был двойник, правда жил он далеко, аж в самой Англии. И звали его Георг V.

 Два кузена: будущий Георг V и будущий император Николай II 1890

Николай и Георг приходились друг другу кузенами. Их матери были дочерьми датского короля Кристиана IX.

пятница, 1 февраля 2013 г.

Наверно это было ошибкой

23 августа 1915 года (по старому стилю) император Николай II принял на себя главнокомандование русской армией. Война была в разгаре. Было ли это ошибкой? Историки до сих пор ломают копья и так и не приходят к единому мнению. Семья Николая была итак на военном положении...


Приказ армии и флоту 23 августа 1915 года