четверг, 3 апреля 2014 г.

"Невеста Христова" М.Нестерова

Христова невеста - устар.  Монахиня. Большие ножницы отрезают косу. Эта девушка решила отречься от всего мирского и стать Христовой невестой.
(Фразеологический словарь русского литературного языка)
 
Великий русский художник Михаил Нестеров был очень религиозным человеком и потому неудивительно, что судьба свела его с супружеской четой - великим князем Сергеем Александровичем и великой княгиней Елизаветой Федоровной.
 
Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович

На одном из сайтов, рассказывающих о жизненном пути великого князя Сергея Александровича, нашлась весьма интересная история появления на свет двух картин Михаила Нестерова: "В 1898 году Сергей Александрович вместе с Елизаветой Федоровной посетили выставку Московского общества любителей художеств. Здесь Сергей Александрович приобрел картину М.В. Нестерова "Христова невеста".
 
М.В. Нестеров Христова невеста 1887
 
История этой картины оказалась необычной в судьбе Великого князя. Таинственен и часто скорбен путь человека к Богу. Это известное правило сбылось и в жизни талантливого православного художника Михаила Васильевича Нестерова. Его первая картина на религиозную тему появилась при весьма печальных личных обстоятельствах. 29 мая 1886 года у двадцатипятилетнего художника скончалась жена Мария Ивановна Нестерова, которую он горячо любил. "Тогда же явилась мысль, – вспоминал впоследствии художник, – написать "Христову невесту" с лицом моей Маши… В этой несложной картине тогда я изживал свое горе. Мною, моим чувством тогда руководило, вело меня воспоминание о моей потере, о Маше, о первой и самой истинной любви моей…. Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве". Одинокая фигура девушки в старообрядческом скитском одеянии среди бескрайних просторов выразила мысль, ставшую у Нестерова главной: это затаенное, спрятанное от мира чувство непосредственного и прямого предстояния человека пред Богом – идеал иночества. По этому художническому пути Нестеров и пойдет далее, на нем и прославится.
 
Великий князь Сергей Александрович 1892
 
Нужно сказать, что Сергей Александрович не только прекрасно разбирался в живописи, но и глубоко чувствовал присутствие в искусстве духовного начала. Очевидно, картина Нестерова поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Хотя его любимая супруга еще не думала о монашестве, но душа ее была вся устремлена к Богу. Князь Сергий увидел, вероятно, какую-то параллель между "Христовой невестой" Нестерова и Елизаветой Федоровной. При жизни ему не дано было увидеть, насколько он оказался близок к истине.
 
М.В. Нестеров Невеста Христова Этюд 1910-1912
 
Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Этот эпизод жизни Великого Князя оказался явно промыслительным. Приход картины в великокняжеский дом предварил иные, знаменательные события в жизни князя и, главным образом, его супруги – Великой княгини Елизаветы Федоровны. После смерти Великого князя в феврале 1905 года Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия. Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров. Первый их разговор об этой работе следует отнести к 1907 году. А закончилось это замечательное сотрудничество двух подвижников написанием картины "Невеста Христова", на которой запечатлен уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой княгини Елизаветы Федоровны. Очевидно, картина, приобретенная Сергием Александровичем, глубоко запала в душу княгини. "Она изображена почти в полный рост, в профиль, в белом одеянии сестер обители, с небольшим букетом цветов в руках. Ее образ введен в пейзаж, едва намеченный, с высокой линией горизонта: на фоне белой ограды и белой алтарной стены Покровского храма… Справа – невысокая изгородь и тонкая березка как олицетворение России".
 
Скорбью была навеяна первая нестеровская картина "Невеста Христова". В великих скорбях окончили свой земной путь Великий князь Сергий и его супруга, ныне прославленная Церковью преподобномученица Великая княгиня Елизавета. Но разве не скорбями входят, по слову Самого Спасителя, в Царство Небесное? И не таковые ли скорбные "Невестами Христовыми" нарекутся?" (Источник: Великий князь Сергей Александрович в Москве )
 
М.В. Нестеров У стен монастыря 1925

И небольшое дополнение: на этюде Нестерова к будущей картине "Невеста Христова" настоятельница изображена у апсиды Покровского храма обители в белом одеянии, с букетиком цветов в правой руке (на обороте паспарту дарственный автограф художника супруге: «Дарю на память о лучших днях…» - и приписка: «Этюд к картине «Невеста Христова»»). Однако есть еще и третья работа, посвященная памяти великой княгини Елизаветы Федоровны и  ее келейницы, с названием «У монастырских ворот» (сейчас находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь). Она была создана Михаилом Нестеровым в 1925 году: на полотне две женские фигуры в черном идут около стен монастыря...

Комментариев нет:

Отправить комментарий