Одно их увлечений Романовых - отдых на морских яхтах. Их было несколько и одна из самых знаменитых - яхта "Штандарт", первоначально строившаяся как пароход. Однако 27 сентября 1893 года в петербургских газетах была опубликована телеграмма из Копенгагена с такмм текстом: "...государь император сего числа повелеть соизволил строящийся здесь пароход числить императорской яхтою. Закладку корабля назначить в пятницу, 1 октября..." Одновременно временно-управляющий Морским министерством генерал-адъютант А.Кремер издал приказ по морскому ведомству № 123, оповещавший о решении императора Александра III "строящийся в Копенгагене пароход наименовать императорской яхтою "Штандарт"".
Императорская яхта "Штандарт" на рейде
Прошел год и флагман был спущен на воду, и на этом событии присутствовал уже новый российский монарх — Николай II, по повелению которого адмирал Ф.В. Дубасов телеграфировал из Копенгагена в Петербург: "Сегодня, 26 февраля 1894 года, в 2 ч 15 минут императорская яхта "Штандарт", невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду... на спуске присутствовали датский наследный принц, принцесса и члены королевской семьи". Таким образом со времени этого события прошло ровно 120 лет.
П.А. Пясецкий Яхта "Штандарт" во время визита императора Николая II во Францию 1901 год
"Штандарт" имел (или имела?, если говорить о яхте) водоизмещение в 5400 т, при длине 128 м. Были установлены две главных паровые машины тройного расширения, которые на приемных испытаниях развили мощность в 12 000 л. с. при наибольшей частоте вращения 90 об/мин. Скорость яхты достигла на приемных испытаниях 22 узлов, а экономический ход корабля составлял 14 узлов при задействованных 12 котлах из 24. На палубе "Штандарта" были установлены четыре 47-мм орудия для торжественных салютов.
Интерьеры яхты "Штандарт"
Кабинет императора
На палубе
Каюта корабля
Кают-компания
Интерьер одной из кают для придворных
Корабельный камбуз
Отделка, как внешняя, так и внутренняя были на высоком уровне, хотя и без помпезности. Борта императорской яхты были покрыты черным каретным лаком, а чуть выше ватерлинии была проведена золотая полоса. Судовые помещения отделали ценными породами дерева, позолотой и разноцветной тисненой кожей. Центром корабля являлись императорские покои — огромная гостиная, просторный царский кабинет, спальная, ванная комната. Рядом располагались пышные апартаменты царицы. По бортам разместили каюты статс-дам, камер-фрейлин, обер-гофмейстера.
Император Николай II с цесаревичем Алексеем на палубе яхты
Император Николай II
Императрица Александра Федоровна
Офицер яхты Н.П. Саблин и великая княжна Татьяна на яхте "Штандарт", Каво-Сари.
Великие княжны Татьяна и Ольга на яхте "Штандарт"
Императрица Александра Федоровна во время отдыха на палубе яхты
Великая княжна Ольга, императрица Александра Федоровна, фрейлина А.А. Вырубова
Яхта "Штандарт", постоянным местом дислокации имел Кронштадтский рейд. На яхте несли службу командиры и офицеры из гвардейского экипажа, кандидатуры которых утверждались самим царем.
Групповой снимок: царская семья с офицерами яхты "Штандарт"
Император Николай II, капитан яхты контр-адмирал Чагин И.И. и третье лицо на борту яхты "Штандарт"
Команда яхты "Штандарт" во время занятий
После революции бывшая императорская яхта была лишена всей своей элегантности. В 1917 году была переименована в память о Парижской коммуне в "18 марта". О печальной судьбе императорской яхты после революции Н.В. Саблин пишет: "…"Штандартом" командовали разные морские прапорщики, отбросы торгового флота, призванные по мобилизации, а когда судно совершенно разломалось и было окончательно разграблено, на нем находился постоянный, несменный караул из каких-то бандитов и разбойников, и начальник этого сброда считался красным командиром "Штандарта""
В 1932 году название еще чуть-чуть подсократили и сделали почти собачье название - "Марти", которое однако было дано не просто так, а в честь французского коммуниста, члена Национального собрания Франции и секретаря исполкома Коминтерна Андре Марти (это имя встречается в одушевленной и неодушевленной топонимике СССР целых аж 453 раза!!!) . Но на этом все не закончилось и в 1936 году некогда элегантная императорская яхта превратилась в серый минный заградитель для службы в ВМФ СССР. На вооружении было установлены тяжелые пушки с рельсовыми шахтами. В 1941 году "Марти" участвовал в обороне Ленинграда, был поврежден, восстановлен и снова воевал.
В 1932 году название еще чуть-чуть подсократили и сделали почти собачье название - "Марти", которое однако было дано не просто так, а в честь французского коммуниста, члена Национального собрания Франции и секретаря исполкома Коминтерна Андре Марти (это имя встречается в одушевленной и неодушевленной топонимике СССР целых аж 453 раза!!!) . Но на этом все не закончилось и в 1936 году некогда элегантная императорская яхта превратилась в серый минный заградитель для службы в ВМФ СССР. На вооружении было установлены тяжелые пушки с рельсовыми шахтами. В 1941 году "Марти" участвовал в обороне Ленинграда, был поврежден, восстановлен и снова воевал.
1918 год - остатки былого величия
Отражая атаки вражеской авиации, его команда сбила 6 самолетов противника. Удостоены боевых наград 117 матросов, старшин и офицеров.
В послевоенные годы "Марти" продолжал находиться в строю. В 1948 году корабль в третий раз был переименован, переоборудован в учебный корабль и стал называться "Ока". Это случилось после публикации в газете "Юманите" статьи Андре Марти с резкой критикой ВКП (б), обличающую волюнтаризм советского партийного руководства и лично И.В. Сталина. А в 1963 году "Штандарт" - "Ока" был отправлен на слом в Таллинн в Эстонии...
Комментариев нет:
Отправить комментарий