суббота, 14 марта 2015 г.

The Scarlet Empress (художественные фильмы о Романовых)

Нельзя обойти стороной и художественное кино, когда погружаешься в тему о Доме Романовых. Большая часть кинофильмов носят более приключенческий характер, чем исторический. Но это и понятно: большинству кинозрителей будет скучно, если вдруг им покажут точную историю событий, без прикрас, костюмов, любовных мелодрам, боевиков и заговоров. Потому с самого начала появления кинематографа на экранах мы наблюдаем все же "псевдоисторию", а не настоящую историю Дома Романовых. Однако же все же любопытно сопоставить те или иные самые знаменитые фильмы...

Марлен Дитрих в роли Екатерины Великой в фильме "The Scarlet Empress" 1934

Один из первых фильмов о России и о такой притягательной (даже загадочной для западного зрителя) личности, как Екатерина Великая, был снят в 1934 году в Голливуде. Оригинальное название фильма The Scarlet Empress, на русском языке этот фильм именуется или как "Кровавая императрица", или же как "Распутная императрица". Жанр фильма - драма и история...

Постер к фильму "Кровавая императрица", Австрия

Ну а далее кочующее по многочисленным сайтам описание того, что зритель увидит на экране, если все же захочет посмотреть этот фильм:
 "В 1934 году Джозеф фон Штернберг (Josef von Sternberg) снял свой лучший, по оценкам многих, американский фильм с участием Марлен Дитрих. Это была роскошная костюмная мелодрама об Анхальт-Цербтской принцессе, будущей российской самодержице Екатериной Великой. Роль была сыграна уже набравшейся опыта и осознавшей свое экранное могущество Дитрих как по нотам: от наивной провинциальной девочки до упоенной властью сластолюбивой авантюристки.
Юная принцесса София приезжает в Россию, чтобы выйти замуж за сына императрицы Елизаветы Петровны, слабоумного цесаревича Петра. Браком с немецкой принцессой императрица надеялась улучшить царскую кровь. София не испытывает любви к своему мужу, но влюбляется в Россию и неравнодушна к русским солдатам. После смерти императрицы София организует государственный переворот, при помощи преданных ей братьев Орловых сбрасывает с трона мужа и становится императрицей Екатериной, полновластной владычицей России."

В ролях: 
МАРЛЕН ДИТРИХ – Екатерина Великая
ДЖОН ЛОДЖ – граф Алексей Орлов
СЭМ ЖАФФЭ - цесаревич Петр
ЛУИЗА ДРЕССЕР – императрица Елизавета Петровна
ГЭВИН ГОРДОН – граф Григорий Орлов
ЭРВИЛЛ АЛДЕРСОН – канцлер Бестужев
ФИЛИПП СЛИМАН – Лесток

Марлен Дитрих в ролик Екатерины Великой, Гэвин Гордон в роли Григория Орлова в фильме The Scarlet Empress 1934
_______________

Ж. Паван. Марлен Дитрих
(небольшой отрывок из книги о том, как снимался фильм о "Кровавой императрице")

В течение лета (1933) Штернберг много писал Марлен, в подробностях рассказывая о своем новом проекте... Сначала он думал назвать фильм «Армия любовников». Студия решительно возражала. Он решил дать картине более метафорическое название: «Кровавая императрица», в конечном итоге более резко звучащее на английском языке, «The Scarlet Empress». Если вспомнить Библию, литературный, но широко употребляемый термин scarlet woman («великая блудница») означает «проститутка», а если вспомнить «Откровение Иоанна Богослова», там вавилонская блудница вызывает самые негативные ассоциации. В переводе на французский язык фильм получил название «Красная императрица», которое весьма любопытно звучит применительно к советской терминологии. Фильм «Кровавая императрица», снятый по сценарию Штернберга, якобы «основанному на дневниках Екатерины II», — это роскошный результат его творческой работы...

На съемках фильма The Scarlet Empress

Здесь нет смысла приводить в качестве примера тот или иной отдельный превосходный эпизод, так как превосходными являются все сцены, будь они гротескными или возвышенными. И все же… И все же, да, возвышенными… Сцена свадьбы: очень крупным планом сняты полные слез и отчаяния глаза под фатой новоиспеченной и еще наивной супруги, выданной замуж против воли, дрожащее пламя свечи, которую она держит перед собой. Вероятно, что-то навеяно некоторыми из знаменитых кадров с Глорией Свенсон в фильме «Королева Келли» (1929) Эриха фон Штрогейма… Но здесь пламя колышется от прерывистого дыхания Екатерины… И замолкает хор, поющий в соборе, время замирает в арпеджио арф… Таков один из самых ярких и возвышенных эпизодов, где и Марлен необычайно красива...

Марлен Дитрих в фильме The Scarlet Empress 1934

Съемки проходили в начале 1934 года. В них принимала участие и Мария, загримированная и причесанная матерью. Она играла Софию Фредерику в детстве, здесь небольшое несоответствие: по фильму Софии еще не исполнилось и семи лет, а дочери Марлен Дитрих было уже больше девяти. Поэтому ее укладывали в постель, чтобы не было видно, какого она роста, и нельзя было догадаться, каков ее возраст, в противном случае, если бы она стояла или сидела, как сначала представлял себе Штернберг, все сразу же стало бы понятно. Он явно извлекал пользу из этого обстоятельства. Ребенок лежит в постели, нежно, с любовью прижимая к себе куклу, и слушает рассказ о жестокости царей, картины сменяют одна другую: обнаженное тело замученной женщины, затем четыре женщины, которых сжигают на костре, крестьяне, которым отрубают топором головы… Человек, подвешенный за ноги вместо языка в середине огромного колокола, отчего звон этого колокола очень мрачен. Наконец картина исчезает и вместо нее на экране появляется прелестная молодая Марлен, качающаяся на качелях, увитых цветами, под звуки «Рондо каприччиозо» Мендельсона, ассоциирующегося с отроческими забавами.

Марлен Дитрих в роли юной принцессы Софии Фредерики, целует руку императрице Елизавете Федоровне в фильме The Scarlet Empress 1934

Этим необычным ракурсом, одновременно вызывающим ужас и радостное ликование, Штернберг показывает, что София вступает в половую зрелость, чреватую всякими мерзостями. Триумфальный захват власти, — при этом на лице Екатерины застывает хищная улыбка. После убийства уродливого и ненавистного мужа одним из ее любовников и участия Екатерины в изумительной скачке на конях прямо во дворце она бежит вверх по лестнице и грохот сапог по деревянным ступеням накладывается на трезвон колоколов, с которым смешиваются звуки «Валькирии» Вагнера, а также мелодии «Славянского марша» и увертюры «1812 год» Чайковского (Штернберг сам дирижировал симфоническим оркестром Лос-Анджелеса). Это необыкновенно зрелищная сцена, усиленная музыкальным сопровождением, и за всем стоит невидимый и принесенный в жертву Джо, как если бы он был языком колокола, который не виден, но благодаря которому необычайно озвучен самый полифоничный и неоднозначный из всех голливудских хеппи-эндов.


Марлен Дитрих в костюме русского офицера в фильме The Scarlet Empress 1934

Так получилось, что во время съемок Марлен пострадала. Облаченная в плотно облегающий костюм белого цвета — своеобразную интерпретацию формы русского офицера: белые лосины и высокую горностаевую шапку, косо надвинутую на лоб, — она должна была, ухватившись за жесткую веревку, бить в колокол, чтобы созвать армию своих любовников. Штернберг заставлял ее проделывать это упражнение десятки раз, все яростнее и яростнее и со все более крепкими выражениями. После этого сеанса унижения и садизма, вернувшись к себе в гримерную, она заметила, что ее ноги сверху нещадно растерты до крови распятием, которое было привязано к концу веревки. Она потребовала, чтобы Джо остался в неведении, но, видимо, ему стало все известно.


Марлен Дитрих в роли императрицы Екатерины Великой в фильме The Scarlet Empress

Премьера состоялась 19 мая, но не в Соединенных Штатах, а в Лондоне, где в феврале с успехом прошел показ фильма Корда «Екатерина Великая», фильм, который сегодня никто больше не смотрит. Но тогда, выбрав, видимо, из тщеславного чувства соперничества местом премьеры Лондон, Штернберг принял неудачное решение, поскольку фильм был встречен враждебно. Эрнст Любич, вошедший в руководство «Парамаунт», обвинил его в неразумной трате денег, в частности, на длившиеся всего несколько секунд кадры с массовкой, когда огромные толпы устремлялись к Кремлю при возвещении о рождении Павла I, незаконнорожденного сына Екатерины, но признанного законным наследником престола. На самом деле это был очень ловко сделанный и недорогой монтаж архивных материалов с кадрами одного из фильмов самого Любича «Патриот», который Штернберг в свое время назвал «дерьмом», отвечая на вопрос Эмиля Яннингса, игравшего там роль Павла I.



The Scarlet Empress 1934

Через месяц, а именно 13 июня, появился документ под пресловутым названием «Кодекс Гейса», предписывающий усиление внутренней цензуры на американских киностудиях (в котором было подробно перечислено все, что запрещалось). «Кровавая императрица» оказалась, таким образом, последним голливудским фильмом, вышедшим до его опубликования (он будет отменен в 1968 году) и содержавшим самое большое количество грубых нарушений «Кодекса».

Полностью  с книгой о Марлен Дитрих можно ознакомиться вот здесь: Марлен Дитрих

Комментариев нет:

Отправить комментарий