пятница, 6 марта 2015 г.

Военно-полевой поезд № 143 и Сергей Есенин

2015 год - юбилейный год в России, связанный с именем великого русского поэта Сергея Есенина. 120 лет со Дня Рождения и 90 лет со дня его смерти. Как все это будет отмечаться до сих пор непонятно, хотя власти Москвы уже внесли свою лепту в юбилейные торжества, организовав снос ансамбля доходных домов Привалова постройки 1903–1913 годов на Садовнической улице. Здесь, по меткому выражению литературных критиков, в начале ХХ века блистал Сергей Есенин, читая стихи на поэтических вечерах. Но какие дело "пришлой власти Москвы" до поэта? Им только деньги давай. Потому не стоит уподобляться "коммерсантам московии", а стоит все же помнить и беречь наше родное, хотя бы в душе и на страницах книг и блогов. 
Есенин и Романовы... было и такое в биографии Сергея Александровича Есенина. 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Сергей Есенин, которому в октябре 1914 года исполнилось 19 лет, тоже подлежал призыву. Первое упоминание об этом содержится в его письме М. Бальзамовой от 24 апреля 1915 года из Петрограда: "В Рязани я буду 14 мая. Мне нужно на призыв..." Позднее, в июле того же года, он сообщил В. Чернявскому: "От военной службы меня до осени освободили. По глазам оставили. Сперва было совсем взяли..." Отсрочка Есенина от военной службы затянулась почти на год. 
И вот - снова повестка о призыве. В январе 1916 года один из его друзей, поэт Сергей Городецкий, обращается к полковнику Д. С. Ломану, уполномоченному по царскосельскому военно-санитарному поезду № 143, с просьбой устроить Есенина санитаром в поезд. Ломан внял просьбе Городецкого и 16 января направил в мобилизационный отдел Главного управления Генерального штаба ходатайство за № 56, в котором среди других призываемых в Царское Село санитаров была названа фамилия Есенина.
Фотография С. А. Есенина с дарственной надписью, адресованной Н. А. Клюеву.
30 марта 1916 г. Петроград.

В судьбе Есенина при призыве его на военную службу принял активное участие и Николай Клюев. Он послал в Царское Село письмо, которое начинается словами: "Полковнику Ломану о песенном брате Сергее Есенине моление". В письме Клюев просит "похлопотать о вызове Есенина в поезд вскорости". В ответ он получил "Уведомление" о зачислении Сергея Есенина в царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143.
Служба Есенина в Царском Селе началась 20 апреля 1916 года, когда он прибыл сюда из Петрограда. Через несколько дней, его фамилия была названа среди лиц, зачисленных в поезд. Военно-санитарный поезд, куда Есенина определили санитаром, был необычным - ему покровительствовала сама Императрица Мария Федоровна. Официально он назывался "Полевой царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны".
Первая поездка Есенина к линии фронта в составе поезда № 143 началась 27 апреля 1916 года. Сохранились приказы по поезду. Маршрут был таким: Царское Село — Петроград — Москва — Белгород — Мелитополь — Полтава — Киев — Ровно — Шепетовка, и обратно: Гомель — Орша — Петроград — Царское Село.
С. А. Есенин (на переднем плане, отмечен крестиком) среди персонала Полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. Фото. 7 июня 1916 г. Черновцы.

28 мая поезд отправился в следующую поездку по несколько измененному маршруту: Царское Село — Петроград — Москва — Курск — Конотоп — Киев-Шепетовка — Киев — Могилев — Тула — Царское Село. Вторая поездка в составе поезда № 143 стала для него последней. В день приезда поезда 15 июня Есенину был выписан "Увольнительный билет" в Рязань сроком на 15 дней. Как вспоминала его старшая сестра Екатерина, он приехал домой "худой, остриженный наголо". Екатерина Александровна Есенина написала и о рассказах брата о его службе. "Много тяжелых и смешных случаев с ранеными, рассказал он. Ему приходилось бывать и в операционной..." 
30 июня поэт вернулся в Царское Село, в Феодоровский городок, где продолжил службу. Полковник Ломан устроил его в канцелярию поезда. Одновременно поэт должен был исполнять обязанности санитара в царскосельском лазарете № 17. Поселили Есенина в доме "для низших служителей". Это здание сохранилось до наших дней, но состояние его сейчас плачевное, требуется срочный капитальный ремонт.

С. А. Есенин (третий справа в первом ряду) среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов.
Фото. Июль-август 1916. Царское Село. 

Служба в канцелярии поезда и в лазарете была, конечно, легче физически, но тоже требовала определенной воинской дисциплины. Есенин успешно справлялся со всеми своими обязанностями, хотя в письмах из Царского Села иногда жаловался на трудности службы. Конечно, надо учитывать то, что он был поэтом, и это было главным делом в его жизни. Находясь на воинской службе, он писал стихи, готовил к печати второй сборник своих стихотворений "Голубень" (вышел в Петрограде в мае 1918 года). Полковник Ломан, высоко ценивший Есенина — поэта, неоднократно привлекал его к выступлениям на концертах для раненых в лазаретах и в Трапезной палате Феодоровского городка. 
С. А. Есенин, Н. А. Клюев. Фото. Сентябрь-октябрь 1916, Петроград.

И вот наступил 1917 год. Есенин продолжал нести службу в лазарете и канцелярии поезда. Ему предоставляли определенные льготы — он ездил в Петроград в увольнение. Известен и последний документ, связанный с военной службой Сергея Есенина. Это аттестат, выданный ему 20 марта 1917 года (№ 204). В нем, в частности, говорится, что "...возложенные на него обязанности... по 17 марта 1917 года исполнялись им честно и добросовестно, и в настоящее время препятствий к поступлению Есенина в школу прапорщиков не встречается". Однако в обстановке раскрепощения и всеобщего революционного подъема Есенин посчитал, и вероятно справедливо, что учиться ему на прапорщика ни к чему. Он посчитал себя свободным от воинской службы. Об этом Есенин позднее написал в одной из своих автобиографий: "В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт..." Военная служба Есенина с момента призыва продолжалась почти год: с 25 марта 1916 года по 20 марта 1917-го. А в Феодоровском городке Царского Села он служил с 20 апреля 1916 года по 20 марта 1917 года.
______

Информация о деятельности военно-санитарного поезда № 143 

Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ с 14 ноября 1914 г. находится в действии, работая на передовом театре войны. За истекшее время поезд оказывал помощь на протяжении всего фронта от Рижского района до Галиции, сделав 15 000 верст, и перевез более 12 000 человек раненых и больных офицеров и нижних чинов. <...>
Персонал служащих в поезде состоит из коменданта, старшего врача, двух младших врачей, священника, 8 сестёр милосердия, 65 санитаров, кухонная и походная прислуга — всего около 100 человек. <...>
Персонал военно-санитарного поезда № 143 перед отправкой в путь

Состав поезда так велик, что тянется чуть не на полверсты и состоит из 20 вагонов. <...> <В> двух багажных вагон<ах> помещаются склады всего необходимого в пути в хозяйстве и вообще в жизни, начиная с белья, в которое одевают раненых, и кончая папиросами, которые в изобилии даются всем курящим во время их пребывания в поезде. В этих же вагонах помещены иконки и образки нагрудные, благословение Ее Величества — евангелия, молитвословы, брошюры и листки религиозно-нравственного содержания. <...>
Далее следуют два вагона, оборудованные специально для тяжело раненых; в каждом из них помещается по 20 человек. Здесь налицо все возможные удобства к облегчению страданий героев во время пути. Койки в два ряда расположены вдоль вагона. Каждая койка состоит из матраца (набит морской травою), 2-х подушек (набиты перьями), теплого одеяла, двух простынь. Конечно, при необходимости всё удваивается и после каждого пользования всё белье сменяется, ибо запас его имеется всегда в изобилии в вещевых складах багажных вагонов поезда. У каждой койки имеется электрическая лампочка, электрический звонок, гигиеническая плевательница, пепельница для курящих и весьма удобная выдвижная доска для тех, кои не могут подниматься; эта доска совершенно заменяет им стол, и раненые на ней обедают и пишут. Что поражает всех осматривающих поезд, это безукоризненная чистота и образцовый порядок. Места для раненых нумерованы, и у каждого места имеется: предохранительная занавеска и мешочек для отчетной карточки со сведениями о ранении, семейном положении и службе занимающего данную койку. В каждом вагоне имеется усовершенствованная вентиляция; кроме того, воздух освежается прекрасными озонаторами и сосновой водой из распылителей. В каждом вагоне имеется стеклянный ящик для всех медикаментов, необходимых в оказании первой помощи раненому и больному. В каждом вагоне работу исполняют: сестра милосердия (одна на два вагона для легко раненых), фельдшер, надзиратель, писарь и 2 санитара. Ночное дежурство по поезду несут: сестра милосердия, фельдшер и в каждом вагоне санитар (кроме того, конечно, дежурят еще разные дневальные и другие служащие по поезду). <...>
Рядом следующий вагон — аптека и перевязочная. Аптека поставлена весьма образцово и наполнена всеми необходимыми медикаментами. В аптеке всегда дежурит фармацевт. В обширной перевязочной находятся все хирургические инструменты и два стола, отлично оборудованные всем необходимым для серьезных операций... Здесь работают два врача, две сестры милосердия, писарь и два санитара. Здесь имеются на одной стене три больших образа — Деисус, а на противоположной стене — небольшая икона св. Великомученика Пантелеймона, с личной надписью Государыни Императрицы Александры Феодоровны — Ее благословение поезду.
Далее расположены 8 совершенно одинаковых вагонов для легко раненых и больных. Они оборудованы точно так же, как и первые два вагона для тяжело раненых и больных, с тем лишь различием, что в них койки расположены поперек вагона в три этажа, и помещается в каждом вагоне по 53 человека. Часть вагона № 7 приспособлена специально для г.г. офицеров, числом на 14 человек. Поезд рассчитан на 436 человек. В следующих вагонах помещаются: команда и слесаря, кухня, столовая, сестры милосердия, классные чины, электрическая станция и ледник. В общем составе 20 вагонов, из них 16 пульмановских. Всё оборудовано по последнему слову техники и науки, содержится в безукоризненной чистоте и образцовом порядке, отлично снабжено всем необходимым. Поезд освещается электричеством, причем на случай его порчи имеются газовые большие фонари и обыкновенные фонари со свечами. Словом, всё устроено обдуманно и целесообразно, а кроме того, уютно и нарядно. <...> Самим внешним видом поезд отличается от других: все вагоны окрашены в темносиний цвет и носят вензелевое изображение имени Ее Величества и надпись с наименованием поезда.

(Из брошюры «Ее Императорского Величества Государыни Императрицы АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ Царскосельский военно-санитарный поезд № 143», Симферополь: Типография «Южное слово», 1916 г.) 

1 комментарий: