Александр Павлович Брюллов вошел в историю русского искусства как один из величайших архитекторов и оформителей интерьеров. К числу его работ относятся: архитектурный ансамбль Главной Пулковской астрономической обсерватории Академии наук, лютеранская церковь Святого Петра на Невском проспекте, здание Штаба гвардейского корпуса в Санкт-Петербурге, Служебный дом Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, памятник на Куликовом поле, разработка интерьерного убранства многих залов Зимнего Дворца и т.д. Но кроме того, А.П.Брюллов был прекрасным художником-акварелистом и большинству известен как автор лучшего портрета жены А.С.Пушкина Н.Н. Гончаровой.
Александр Павлович Брюллов трудился день и ночь [восстанавливая интерьеры Зимнего после пожара], одну за другой проектировал комнаты императорских покоев, проявляя изобретательность просто-таки великолепную. Спал три-четыре часа в сутки, кушал не по распорядку, иной раз подавали ему, будто мужику-мастеру, кипятку с патокой — выпивал для бодрости, поставь его на леса, ей-ей, свалился бы, как изнеможенный маляр или лепщик, зато всем взял — и выдумкой, и быстротой. Угодил разноцветными гостиными, где на прямоугольные золоченые рамы натягивал шелка — малиновый, розовый, зеленый, угодил будуарами и кабинетами, стены которых обработал лепным орнаментом, всего же более угодил покоями, исполненными в подражание разным стилям — «Помпейской столовой», «Греческой гостиной», «Мавританской ванной комнатой» для императрицы. Тут уж восхищению не было предела. Именовали Александра Павловича неуловимым Протеем, на всяком шагу умеющим менять свое лицо, воспевали его фантазию, роскошную и пылкую. Александр Павлович выслужил право на дворянство, каковое и было пожаловано ему с потомством; на дарованном гербе изображен трудолюбивый строитель бобр, несущий на спине золотую колонну, над которой замерла в полете столь же трудолюбивая строительница пчела.
Порудоминский В.И. "Брюллов. ЖЗЛ" 1979
Брюллов А.П. Портрет будущей императрицы Александры Федоровны, принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской
Будучи широко образованным человеком своего времени, Александр Павлович Брюллов много и часто общался со со многими литераторами, художниками, артистами, посещал литературные салоны и музыкальные кружки. Учитывая годы жизни архитектора - 1798-1877 - можно сказать, что А.П.Брюллов оставил нам портреты тех людей, кого принято называть пушкинским окружением. Благодаря этим изящным зарисовкам мы видим красивые чистые лица женщин, изящных мужчин той романтичной эпохи XIX века. В настоящее время большинство акварельных листов художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Брюллов А.П. Портрет В.А. Перовского 1824
Впервые талант Брюллова-портретиста раскрылся в Сорренто, куда его пригласил адъютант великого князя Николая Павловича В.А.Перовский, любящий, по выражению художника, "тихую жизнь и художества". Он исполнил эффектный портрет В.А.Перовского в полный рост, на берегу моря, заслуживший на выставке Общества поощрения художников "одобрение всех".
Брюллов А.П. Портрет светлейшего князя А.А.Суворова 1829
Брюллов А.П. Портрет М.М. Сперанского
Брюллов А.П. Портрет Николая Черткова 1830
Брюллов А.П. Портрет А.А. Оленина
В это время в Неаполь "наехало много чужестранцев, из коих очень много было русских, которые, увидев несколько портретов, сделанных мною в свободные минуты, почти шутя, пожелали, чтобы я сделал и для них", - писал Брюллов родителям. Художник не придавал особого значения своим работам, создавая их, по его выражению, "почти шутя".
Брюллов А.П. Портрет императрицы Александры Федоровны в коттедже 1830
(Музей-заповедник "Петергоф", Санкт-Петербург)
Брюллов А.П. Портрет С.А.Соболевского
(Костромской областной музей изобразительных искусств)
Брюллов А.П. Портрет двух подруг и фрейлин - графини Екатерины Артемьевны Воронцовой (1780-1836) и княжны Елены Михайловны Голицыной (1776-1856) 1824-1825
Брюллов А.П.Портрет Н.Н. Пушкиной 1832
Брюллов А.П. Портрет М.О.Смирновой
Брюллов А.П. Портрет Е.М. Бакуниной в меховом боа 1830
Брюллов А.П. Портрет Е.М. Бакуниной 1834
В 1830-е годы Брюллов много работал на заказ, создавая жемчужины акварельного искусства. В эти годы А.П.Брюллов писал в основном портреты погрудные или поколенные, что определяло их небольшой формат, в сравнении с произведениями 1820-х годов. Менялось и их колористическое решение. Портреты работы Александра Брюллова 1840-х годов немногочисленны. Активная профессиональная деятельность его как архитектора и педагога не оставляла времени для иных занятий.
Брюллов А.П. Портрет княгини Н.В. Кочубей
Брюллов А.П. Портрет Е.М. Бакуниной
Брюллов А.П. Портрет кавалерист-девицы Н.А. Дуровой
Брюллов А.П. Портрет княгини С.А. Львовой 1830-е
Брюллов А.П. Портрет Е.И. Загряжской
Комментариев нет:
Отправить комментарий