Любимая портретистка европейского и российского дворянства, член многих академий художеств (в том числе «почетный вольный общник» Петербургской академии) - Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Ее работы несколько статичны, лакированы, в портретах подробнейшим образом выписаны бархат и кружева, парюры и перья на шляпах. Женщины изображаются на фоне нарядных интерьеров своих дворцов, в парках, на подушках. Все это затмевает характер изображаемых и, конечно жаль, но большая часть из них похожа на красивых кукол. Но это - парадные портреты знати, а знать хотела видеть себя именно такой, значительной и прекрасной.
Луиза Виже Лебрен Автопортрет 1789
Она родилась в 1755 году, унаследовала от матери красоту, а от отца его художественные способности и любовь к искусству. Училась в монастыре и рисовала. Когда девочке едва исполнилось 13 лет у нее умер отец. Друзья отца взяли сироту под свое покровительство и устроили в мастерскую исторического живописца Габриэля Бриара, где она стала делать большие успехи. Популярности Элизабет Виже в немалой степени способствовали и ее расцветающая красота, необыкновенная свежесть и нежность кожи, изящество и стройность фигуры, редкий дар остроумия.
Впоследствии историки искусства напишут, что слава Элизабет разнеслась по Парижу именно тогда, когда ее ровесница австрийская принцесса Мария-Антуанетта покинула свою родину и отправилась во Францию, чтобы вскоре стать ее королевой. Пройдет еще несколько лет — и их пути пересекутся. А в год восшествия на престол Людовика XVI и Марии-Антуанетты, т.е. в 1774 гг.
Впоследствии историки искусства напишут, что слава Элизабет разнеслась по Парижу именно тогда, когда ее ровесница австрийская принцесса Мария-Антуанетта покинула свою родину и отправилась во Францию, чтобы вскоре стать ее королевой. Пройдет еще несколько лет — и их пути пересекутся. А в год восшествия на престол Людовика XVI и Марии-Антуанетты, т.е. в 1774 гг.
Луиза Виже Лебрен Портреты Марии Антуанетты 1777-1787
При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными, и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми. Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены.
Луиза Виже Лебрен Автопортрет 1789
На протяжении десяти лет Виже-Лебрен была не только любимой портретисткой Марии-Антуанетты, но почти ее подругой. Приглашенная в 1779 в Версаль для создания портрета королевы Марии-Антуанетты, сдружилась с ней, написав около 25 ее изображений (часть их хранится в музее Версальского дворца). В первые дни революции Элизабет Виже-Лебрен вынуждена была эмигрировать из Франции вместе с дочерью. Тогда она еще не знала, что проведет в изгнании 12 лет, так как имя ее попало в списки эмигрантов, которым под страхом смертной казни запрещалось возвращение на родину. Объехав едва ли не все страны Европы, Виже-Лебрен повсюду пользовалась большим успехом. Вероятно, немалую роль в этом играли и ее личные качества, ее ум, такт, умение находить общий язык с людьми самых разных кругов: от королей и министров до купцов.
В 1795 г. художница прибыла в Петербург, где нашла много своих друзей, бежавших от революции. Ее встретили с почетом, приняли в члены Императорской Академии художеств. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого.
Луиза Виже Лебрен Портрет дочерей императора Павла I
Луиза Виже Лебрен Портрет императрицы Марии Федоровны 1799
Луиза Виже Лебрен Портреты императрицы Елизаветы Алексеевны 1798-1801
Луиза Виже Лебрен Портрет юного императора Александра I
Луиза Виже Лебрен Гений Александра I 1814
В Петербурге она провела шесть плодотворных лет, здесь выдала, правда, против своей воли, дочь замуж за русского господина Нигриса. Она один раз отлучилась в Москву, на полгода, собираясь исполнить поручение императора Павла I и написать панораму Москвы с Воробьевых гор. Простояла час в немом созерцании, а затем бросила палитру и с благоговением произнесла: "Не смею...". В 1809 году она вернулась во Францию.
Луиза Виже Лебрен Портрет князя Александра Борисовича Куракина 1797
Луиза Виже Лебрен Портреты князя Ивана Ивановича Барятинского 1800
В старости художница напишет мемуары «Воспоминания о моей жизни», которые будут почти так же популярны, как ее живопись. Шесть своих русских лет описала она подробно и честно. Вот только обещанных аннотацией "тонких, остроумных наблюдений", в которых "переданы обычаи и нравы высшего общества и простонародья", вы здесь не найдете. А если будете искать, то узнаете, что в Петербурге холодов можно вообще не заметить, если из дома не выходить. А если выйти, то уже при минус 21 и помереть можно. Что здесь "никогда не увидишь пьяного", воруют мало, народ трудолюбив и мягок нравом. Так что про простонародье можно забыть, а вот про высший свет почитать стоит. Подробно описаны балы и приемы, особенно красочны рассказы про всегда открытые для иностранцев столы в лучших домах столицы, да столь обильные, что жить здесь можно, месяцами вообще не тратя собственных денег. Исчерпывающие данные приведены о придворных адюльтерах, но то ли потому, что все как одна русские дамы кажутся автору красавицами, то ли нежный дамский французский язык убивает пошлость, но и эти сведения кажутся здесь сродни описаниям нарядов императрицы или очередного фейерверка. Зато чрезвычайно интересны эти мемуары другим - во-первых, это взгляд иностранки, каждый из которых в русской традиции самокопания ценен, а во-вторых, это свидетельство не только о России, но и о самом авторе и о положении редкой тогда женщины-художницы В поздние годы оставила занятия живописью. Умерла Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842.
Луиза Виже Лебрен Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский 1771
Луиза Виже Лебрен Княгиня Анна Александровна Голицина, урожденная княжна Грузинская 1797
Луиза Виже Лебрен Анна Сергеевна Строганова, урожденная Трубецкая, жена Григория Александровича Строганова 1797
Луиза Виже Лебрен Барон Григорий Александрович Строганов 1793
Луиза Виже Лебрен Графиня Екатерина Владимировна Апраксина, урожденная княжна Голицина 1796
Луиза Виже Лебрен Мария Ивановна Билибина 1800
Луина Виже Лебрен Графиня Екатерина Васильевна Скавронская, урожденная Энгельгардт, племянница князя Потемкина, жена графа Павла Мартыновича 1796
Луиза Виже Лебрен Князь Александр Борисович Куракин 1797
Луиза Виже Лебрен Князь Борис Николаевич Юсупов в образе Купидона 1797
Луиза Виже Лебрен Портрет жены М.И. Кутузова, Екатерины Ильиничны Кутузовой-Смоленской, урожденной графини Бибиковой 1795
Луиза Виже Лебрен Портрет дочери М.И. Кутузова Дарьи
Луиза Виже Лебрен Портрет маршала Ивана Петровича Салтыкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий