Живопись на исторические темы - любимый жанр у многих художников. Одна из картин Ильи Ефимовича Репина до сих пор вызывает споры, как в среде художников, так и историков. В 1878 г. Репин писал своему другу В.В. Стасову: "Я все езжу и хожу пешком по окрестностям Москвы. Какие места на Москве-реке! Какие древности еще хранятся в монастырях..." После посещения Ново-Девичьего монастыря и знакомства с рассказами о царевне Софье, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении, после осмотра ее кельи с окнами, затянутыми решетками, где она томилась многие годы, Репин загорелся желанием написать об этой женщине. Картина "Царевна Софья Алексеевна" стала первым произведением художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году. Это, по существу, портрет-картина. Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и вместе с тем грубость.
"Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории".
И.Н.Крамской
Репин И.Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879
(Государственная Третьяковская галерея)
Незадолго до того, как Репин начал свою картину, Россия отметила 200-летие со дня рождения Петра Великого. Именно тогда известный русский историк Сергей Соловьев в своих лекциях, прочитанных в Московском дворянском собрании при полном зале, впервые назвал первого российского императора вождем. Лекции получили международное признание и вскоре были напечатаны, а первые наброски, эскизы и этюды репинской «Царевны Софьи» появились в 1878 году, когда еще не затихло эхо тех торжеств, подчеркнувших исключительно ретроградную роль Софьи в истории России.
Репин внимательно прочел исторические исследования об этом бурном времени, провел много времени в Оружейной палате, изучая предметы и обстановку XVII века. После этого началась работа над сюжетом.
Репин И.Е. Царевна Софья Алексеевна. (фрагмент картины) 1879
Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первую очередь - со стрельцами. Русская царевна Софья Алексеевна была правительницей Русского государства в 1682—1689 годах при двух царях, её малолетних братьях Иване V и Петре I. Последний всплеск стрелецких волнений Россия пережила весной 1698 года. Софья ждала этих выступлений и надеялась, что ненавистный Пётр не сможет удержаться у власти. Однако и это восстание закончилось расправами. Софья тоже не была забыта: перед её кельями царь повелел повесить 195 человек, из которых трём, висевшим перед её окнами, вложены были в руки показания о письмах, которые писала царица, подстрекая к бунту. И целых пять месяцев царица любовалась на истлевающие человеческие тела. Вскоре царица Софья приняла постриг под именем Сусанна и ее фактически забыли.
Царевна Софья Алексеевна старые гравюры
На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. В характеристике образа присутствует и саркастический элемент. Это несоответствие почти царского убранства Софьи и ее непричесанной головы. Женщина в те времена не могла появиться даже в кругу семьи с непокрытой головой, поэтому появление с распущенными или, как говорили в старину, простыми волосами считалось большим грехом. Что это фантазия художника? Или же сознательное подчеркивание протеста и той сложной ситуации, в которой оказалась Софья? Но именно в такое положение, хоть и трагическое по существу, и ставит художник бывшую царевну: в непристойном виде, развенчанную в своих властных притязаниях, но одержимую безумным своеволием.
Блотелинг Гравюра Софья Алексеевна, царевна
(Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913)
Образ царевны Софьи создан Репиным из сочетания нескольких моделей. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха. Кроме нее Репин использовал также лица Е. И. Бларамберг-Апрелевой и В. С. Серовой, жены композитора и матери художника.
Репин И.Е. Серова В.С. (этюд, 1879)
Работая над картинами, И.Репин с величайшей тщательностью относился ко всему, что составляло приметы изображаемого им времени. Это относится и к костюмам персонажей. По заказу художника из старинной парчи, точно по сохранившимся образцам сшили одежду для царевны. Жена художника украсила телогрею полосой, расшитой жемчугом. Были изготовлены также головной убор и круглый парчовый воротник, но они в окончательный вариант картины не вошли.
Интересна и дальнейшая история этого наряда. Много лет назад он бесследно исчез из музея И.Репина "Пенаты". Но как-то раз музей посетил Вацлав Фиала, чешский художник, и рассказал, что у него дома хранится... одежда Софьи. Он ее приобрел у чехословацкого консула в Финляндии, который в свою очередь купил наряд Софьи на аукционе, который устроила дочь Репина после смерти отца... Вацлав Фиала подарил (или скорее вернул) Пенатам расшитую жемчугом телогрею. А парчовый воротник попал в Пенаты из Третьяковки, которая получила его тоже в дар в 1951 году от шведского-художника любителя В.Леви. В 20-х годах Репин, который дружил с В.Леви, подарил этот воротник ему, когда тот задумал написать картину из русской истории.
Корней Иванович Чуковский писал: "...Сколько материала было изучено Репиным для "Ивана Грозного", для "Царевны Софьи" и прочих картин! Он бы счел себя опозоренным, если бы в его картине оказалось хоть малейшее отклонение от бытовой или исторической правды". История с костюмом Софьи лишнее тому подтверждение.
И.Е.Репин за работой
А как же приняли картину современники И.Репина? Зрители разделились на два лагеря: одни превозносили картину до небес, другие резко ее осуждали. Плохо о ней высказались П. М. Третьяков, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский и даже В. В. Стасов. Последний признал Репина вообще неспособным к исторической живописи.
''Для выражения Софьи, – писал Владимир Васильевич, – этой самой талантливой, огненной и страстной женщины древней Руси, для выражения страшной драмы, над нею совершившейся, у Репина не было нужных элементов в художественной его натуре. Не видя всего этого в действительности, Репин вынужден был ''сочинять'', он ''сочиняет'' позу, выражение, взгляд своих исторических личностей''. После этого отзыва Репин на полгода прекратил свою переписку с учителем.
Группа художников, участников ТПХВ. 1888. Справа стоит И.Е.Репин
А вот И. Н. Крамской принял картину и смог представить Царевну Софью Алексеевну такой: ''Какая могла быть Софья? Вот точно такая же, как некоторые наши купчихи, бабы, содержащие постоялые дворы и т.д. Это ничего, что она знала языки, переводила, правила государством, она в то же время могла собственноручно отодрать девку за волосы и пр. Одно с другим вполне уживалось в нашей старой России''.
И сам художник остался очень доволен полотном. "Должен признаться, – писал он Павлу Петровичу Чистякову, известному педагогу, – что ни одна из моих прежних картин не удовлетворила меня так, как эта. Эту мне удалось сделать очень близко к тому, как я ее воображал". Получается, что все акценты в картине, и психологические, и смысловые, расставлены осознанно. Ну а дальнейшее сделало время - картина вошла в сокровищницу мировой живописи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий