Русские старые парадные портреты тоже могут говорить. Не все бантики и рюшечки на женских фигурах, изображенных на холстах, свидетельствуют о желании их обладетельниц просто покрасоваться. Парадный портет на то и парадный, что он отображает официальное положение в обществе того или иного персонажа того времени и поэтому некоторые детали на портретах соответствуют существующему тогда положению об официальных дамских нарядах. На самом деле первое серьезное распоряжение императорского двора под названием "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору" вышло лишь в 1834 году, но тем не менее и до этого времени все подчинялось строгому этикету. Существовавший для мужчин императорской России табель о рангах в какой-то степени распространялся и на женщин, на так называемых фрейлин.
Франц Ксавье Винтерхальтер Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой, урожденная Рибопьер 1858
В переводе с немецкого фрейлина (Fraulein) - это всего лишь незамужняя женщина, девушка или барышня, а также это младшее придворное звание для девиц. Но не все так просто на самом деле. Существовала целая градация придворных званий для женщин, которые зависели и от семейного положения дамы, и от положения ее мужа в обществе, и от личных пристрастий императриц или великих княгинь. На парадных портретах всех этих дам мы можем узнать по наличию на их груди или же на плече специальных портетов или же шифров-монограмм тех высоких особ, в придворном штате которых они имеют честь быть.
Разобраться во всем многообразии званий русских дам поможет нам небольшой отрывочек из книги Л.Е.Шепелева "Титулы, мундиры и ордена Российской империи".
Антропов А.П. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой 1759
(Государственная Третьяковская галерея)
Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.
(Государственная Третьяковская галерея)
Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.
"Существовало... несколько придворных почетных званий для дам и девиц. Собственно, в Табели о рангах говорилось не о званиях, а о чинах. Все они указаны не в основной части Табели, а в одном из объяснительных к ней «пунктов». Старшим считалось звание обер-гофмейстерины («имеет ранг над всеми дамами»). Затем следовали действительные статс-дамы. Их ранг шел «за женами действительных тайных советников» (II класс). Действительные камер-девицы имели ранг, равный рангу жен президентов коллегий (IV класс). Наконец, назывались гоф-дамы (приравнивались в ранге к женам бригадиров —V класс), гоф-девицы (приравнивались в ранге к женам полковников —VI класс) и камер-девицы. Однако на практике уже во второй четверти XVIII в. получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий: обер-гофмейстерина, гофмейстерина, статс-дама, камер-фрейлина и фрейлина. Первые четыре звания в течение XVIII в. имели всего 82 лица.
Звания гоф-дамы и гоф-девицы (гоф-фрейлины) не получили значительного распространения. Зато с 1730 г. стали присваиваться звания камер-фрейлины (то есть камер-девицы), с 1744 г. — фрейлины, а с 1748 г. — гоф-мейстерины. Придворный штат 1796 г. включал следующие дамские звания (снова названные здесь чинами): обер-гофмейстерина, гофмейстерина, 12 статс-дам и 12 фрейлин. Камер-фрейлины (как и камер-юнкеры) штатом 1796 г. не предусматривались. В законоположениях по придворному ведомству они затем упоминаются лишь в 1834 г. Звание фрейлины жаловалось особенно часто. В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 числились фрейлинами; в 1914 г. соответственно 280 и 261. Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть лишь незамужние женщины. Примерно треть их принадлежала к титулованным фамилиям, а около половины — были дочери лиц, имевших придворные чины и звания. Даже в середине XIX в. известны случаи пожалования звания фрейлины малолетним девочкам.
В 1826 г. Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах... Многие из них постоянно находились при дворе (часто и проживали там). Фрейлины императриц считались старше фрейлин, состоявших при великих княгинях, а те в свою очередь старше фрейлин великих княжон. Фрейлины «высочайшего Двора» не несли постоянных обязанностей. Многие из них подолгу находились в отпуске (иногда проживая вне столицы) и появлялись при дворе лишь изредка.
Несколько фрейлин (2-5) имели более высокий ранг — камер-фрейлин. В придворной иерархии они вполне приравнивались к статс-дамам. Последние составляли вторую по численности группу придворных дам. В 1914 г. их было 14. Как правило, это супруги крупных гражданских или военных чинов. Большинство из них принадлежало к родовитым фамилиям и являлось «кавалерственными дамами», то есть имело дамский орден Св. Екатерины и некоторые другие награды. Многие из них числились в отпуске и появлялись при дворе только в торжественных случаях.
Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли; они даже не обязывались принимать участие в придворных церемониях. Звания гофмейстерина и обер-гофмейстерина обычно принадлежали дамам, занимавшим одноименные придворные должности и заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. этих званий никто не имел, а соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь — даже дамы, вообще не имевшие придворных званий. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — ваше высокопревосходительство."
Алмазные шифры-монограммы императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I (21); императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I в сочетании с вензелем вдовствующей императрицы Марии Федоровны (22); императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III (24)
Сдвоенная шифр-монограмма императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III
И еще, как раз о том, что поможет нам в дальнейшем легко "читать" прусские парадные портреты кавалерственных дам: "Кроме парадного платья придворные дамы имели особые знаки отличия: гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины — миниатюрные портреты императриц, окруженные бриллиантами, носившиеся на правой стороне груди, а фрейлины — золотые, осыпанные бриллиантами шифры (вензеля императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли), увенчанные короной, носившиеся на андреевской голубой ленте на левой стороне корсажа. Обладательницы портретов именовались в быту «портретными дамами»".
Разобравшись со всем этим теперь легко можно рассматривать портеты и определять, при каком дворе состояла та или иная особа, изображенная на портрете. Что ж желающие могут попробовать сделать все самомтоятельно, используя небольшую нижеприведенную галерею.
Фрейлины императрицы Елизаветы Петровны
(Государственный Русский музей)
Фрейлины императрицы Екатерины II
Сердюков Г. Портрет неизвестной в белом чепце 1772
(на плече шифр-монограмма императрицы Екатерины II)
Левицкий Д.Г. Портрет Прасковьи Николаевны Репниной, в замужестве княгини Голицыной 1781
Фрейлины императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I
Брюллов К. П. Портрет детей Волконских с арапом 1843
Яковлев Г.И. Парадный женский портрет (Портрет фрейлины) 1854
Яковлев Г.И. Парадный женский портрет (Портрет фрейлины) 1854
(Челябинская областная картинная галерея)
Яковлев Г.И. Портрет фрейлины А.П.Александровой 1855
(Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера")
(Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера")
Маковский К..Е. Портрет Марии Михайловны Волконской - фрейлина императрицы Марии Федоровны (Дагмар)
Комментариев нет:
Отправить комментарий