пятница, 25 января 2013 г.

Фрейлины

Русские старые парадные портреты тоже могут говорить. Не все бантики и рюшечки на женских  фигурах, изображенных на холстах,  свидетельствуют о желании их обладетельниц просто покрасоваться. Парадный портет на то и парадный, что он отображает официальное положение в обществе того или иного персонажа того времени и поэтому некоторые детали на портретах соответствуют существующему тогда положению об официальных дамских нарядах. На самом деле первое серьезное распоряжение императорского двора под названием "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору" вышло лишь в 1834 году, но тем не менее и до этого времени все подчинялось строгому этикету. Существовавший для мужчин императорской России табель о рангах в какой-то степени распространялся и на женщин, на так называемых фрейлин.

Франц Ксавье Винтерхальтер Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой,  урожденная Рибопьер 1858

В переводе с немецкого фрейлина (Fraulein) - это всего лишь незамужняя женщина, девушка или барышня, а также это младшее придворное звание для девиц. Но не все так просто на самом деле. Существовала целая градация придворных званий для женщин, которые зависели и от семейного положения дамы, и от положения ее мужа в обществе, и от личных пристрастий императриц или великих княгинь. На парадных портретах всех этих дам мы можем узнать по наличию на их груди или же на плече специальных портетов или же шифров-монограмм тех высоких особ, в придворном штате которых они имеют честь быть. 

Разобраться во всем многообразии званий русских дам поможет нам небольшой отрывочек из книги Л.Е.Шепелева "Титулы, мундиры и ордена Российской империи".

Антропов А.П. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой 1759
(Государственная Третьяковская галерея)
Платье Измайловой украшает портрет Елизаветы Петровны в алмазах – знак личного расположения императрицы к своей придворной даме.

"Существовало... несколько придворных почетных званий для дам и девиц. Собственно, в Табели о рангах говорилось не о званиях, а о чинах. Все они указаны не в основной части Табели, а в одном из объяснительных к ней «пунктов». Старшим считалось звание обер-гофмейстерины («имеет ранг над всеми дамами»). Затем следовали действительные статс-дамы. Их ранг шел «за женами действительных тайных советников» (II класс). Действительные камер-девицы имели ранг, равный рангу жен президентов коллегий (IV класс). Наконец, назывались гоф-дамы (приравнивались в ранге к женам бригадиров —V класс), гоф-девицы (приравнивались в ранге к женам полковников —VI класс) и камер-девицы. Однако на практике уже во второй четверти XVIII в. получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий: обер-гофмейстерина, гофмейстерина, статс-дама, камер-фрейлина и фрейлина. Первые четыре звания в течение XVIII в. имели всего 82 лица.

Звания гоф-дамы и гоф-девицы (гоф-фрейлины) не получили значительного распространения. Зато с 1730 г. стали присваиваться звания камер-фрейлины (то есть камер-девицы), с 1744 г. — фрейлины, а с 1748 г. — гоф-мейстерины. Придворный штат 1796 г. включал следующие дамские звания (снова названные здесь чинами): обер-гофмейстерина, гофмейстерина, 12 статс-дам и 12 фрейлин. Камер-фрейлины (как и камер-юнкеры) штатом 1796 г. не предусматривались. В законоположениях по придворному ведомству они затем упоминаются лишь в 1834 г. Звание фрейлины жаловалось особенно часто. В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 числились фрейлинами; в 1914 г. соответственно 280 и 261. Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть лишь незамужние женщины. Примерно треть их принадлежала к титулованным фамилиям, а около половины — были дочери лиц, имевших придворные чины и звания. Даже в середине XIX в. известны случаи пожалования звания фрейлины малолетним девочкам.

В 1826 г. Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах... Многие из них постоянно находились при дворе (часто и проживали там). Фрейлины императриц считались старше фрейлин, состоявших при великих княгинях, а те в свою очередь старше фрейлин великих княжон. Фрейлины «высочайшего Двора» не несли постоянных обязанностей. Многие из них подолгу находились в отпуске (иногда проживая вне столицы) и появлялись при дворе лишь изредка.

Несколько фрейлин (2-5) имели более высокий ранг — камер-фрейлин. В придворной иерархии они вполне приравнивались к статс-дамам. Последние составляли вторую по численности группу придворных дам. В 1914 г. их было 14. Как правило, это супруги крупных гражданских или военных чинов. Большинство из них принадлежало к родовитым фамилиям и являлось «кавалерственными дамами», то есть имело дамский орден Св. Екатерины и некоторые другие награды. Многие из них числились в отпуске и появлялись при дворе только в торжественных случаях.

Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли; они даже не обязывались принимать участие в придворных церемониях. Звания гофмейстерина и обер-гофмейстерина обычно принадлежали дамам, занимавшим одноименные придворные должности и заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. этих званий никто не имел, а соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь — даже дамы, вообще не имевшие придворных званий. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — ваше высокопревосходительство." 

Алмазные шифры-монограммы императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I (21); императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I в сочетании с вензелем вдовствующей императрицы Марии Федоровны (22);  императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III (24)

Сдвоенная шифр-монограмма императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III

И еще, как раз о том, что поможет нам в дальнейшем легко "читать" прусские парадные портреты кавалерственных дам: "Кроме парадного платья придворные дамы имели особые знаки отличия: гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины — миниатюрные портреты императриц, окруженные бриллиантами, носившиеся на правой стороне груди, а фрейлины — золотые, осыпанные бриллиантами шифры (вензеля императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли), увенчанные короной, носившиеся на андреевской голубой ленте на левой стороне корсажа. Обладательницы портретов именовались в быту «портретными дамами»".
Разобравшись со всем этим теперь легко можно рассматривать портеты и определять, при каком дворе состояла та или иная особа, изображенная на портрете. Что ж  желающие могут попробовать сделать все самомтоятельно, используя небольшую нижеприведенную галерею.

Фрейлины императрицы Елизаветы Петровны

 Аргунов И. П.  Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой 1760
 Антропов А.П. Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой 1764
(Государственный Русский музей)

Фрейлины императрицы Екатерины II

  Крафт Старший Портрет Натальи Александровны Репниной, урожденной княжны Куракиной 1768
Сердюков Г.  Портрет неизвестной в белом чепце 1772 
(на плече шифр-монограмма императрицы Екатерины II)
 Левицкий Д.Г. Портрет Прасковьи Николаевны Репниной, в замужестве княгини Голицыной 1781

Фрейлины императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I

Брюллов К. П. Портрет детей Волконских с арапом 1843

 Яковлев Г.И. Парадный женский портрет (Портрет фрейлины) 1854
(Челябинская областная картинная галерея)
Яковлев Г.И. Портрет фрейлины А.П.Александровой 1855
(Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера")

И еще несколько портетов фрейлин

 Маковский К..Е.  Портрет Марии Михайловны Волконской  - фрейлина императрицы Марии Федоровны (Дагмар)

Комментариев нет:

Отправить комментарий