Московский Кремль - уникальное архитектурное
строение с богатой историей. Одной из жемчужин Кремля является Большой
Кремлевский дворец - императорская резиденция с необыкновенными интерьерами и
предметами для украшения помещений. Недавняя реставрация вернула ему
первоначальный облик, который поражает сейчас всех, кто попадает в покои дворца.
И удачному выполнению реставрационных работ способствовали и художественные и
научные труды историков и искусствоведов, которые запечатлели в рисунках и
планах первоначальный облик Кремлевского дворца.
Новый императорский дворец 1851
В 1851 году Александр Фомич Вельтман (1800-1870)
создал фундаментальный труд “Описание Нового Императорского Дворца в Кремле
Московском”. К этой работе он привлек многих художников, которые создали виды
Императорского Дворца. Тексты снабжены 12 живописными рисунками с видами
Кремлевского Дворца. Данное описание создал человек, который знаменит в России и
как писатель (его перу принадлежат произведения "Странник", "Сердце и думка",
"Беглец", "Кощей Бессмертный"), историк, археолог. В 40-е годы XIX века А.Ф.
Вельтман сделался помощником директора Московской Оружейной палаты (а в 1852
году стал и директором оной) и был назначен членом комитета для издания
"Древностей Российского государства", которые выходили под его редакцией.
Энтузиаст своего дела, Вельтман старался бережно собирать все, что связано с
историей и с Москвой в частности.
Александр Фомич Вельтман
Титульный лист книги “Описание Нового
Императорского Дворца в Кремле Московском”, 1851
Большой Кремлевский дворец строился почти 12 лет
и был торжественно освящен в 1849 году. Создание нового дворца включало в себя
не только постройку нового, но и реставрацию старых окружающих зданий. Так был
восстановлен полуразрушенный и заброшенный Теремной дворец. Проведена была
радикальная реконструкция с устройством Владимирского зала, который был вставлен
в просвет между теремным Дворцом, Георгиевским залом и Святыми сенями. Зал стал
как бы переходным звеном между ними.
Поэтажные планы Дворца
На месте старого Кремлевского дворца был построен
Георгиевский зал. Андреевский зал соединил аппартаменты императрицы и Оружейную
палату. Кроме того, архитектор дворца К.А. Тон позаботился о том, чтобы дворец
был надежен, помятуя бывший в Петербурге страшный пожар в Зимнем дворце. Отдано
предпочтение калориферному отоплению с использованием пневматическим печей
отопления выполненных по ситеме генерал-майора Амосова. В самом Кремлевском
дворце более семисот помещений и почти каждое имеет свой интерьер и уникальное
убранство.
Теремной дворец со стороны двора
Для создания интерьеров использовались лучшие
материалы. Так императорский заказ на изготовление тканей выполнялся в Москве на
фабрике купца 2-й гильдии Григория Григорьевича Сапожникова. Первоначально все
ткани для обивки стен, мебели и драпировок заказывались с золотой и серебряной
нитью. В парчовых тканях содержалось 60% шелка и 40% драгоценных металлов. Такой
роскоши не было ни в одном петербургском дворце. Для обивки стен в тронном
Андреевском зале был сделан темно-голубой муар с серебром, для занавесей в
Александровском зале красный муар с золотом, для тронного Екатерининского зала
серебряный муар, для Парадной гостиной зеленый с золотом глазет, для Парадной
опочивальни белая с золотым узором парча.
Владимирский зал Большого Кремлевского дворца
Александровский зал Большого Кремлевского
дворца
Андреевский зал Большого Кремлевского дворца
Мебельные гарнитуры для парадных, орденских
залов и жилых апартаментов были выполнены в мастерских московских мебельщиков -
Ф. Дункера, Э. Блехшмидта, А. Шмидта. Люстра во Владимирском зале была сделана
в мастерской Феликса Шопена. Созданная им в 1843 году фабрика на протяжении
почти сорока лет оставалась крупнейшим поставщиком бронзовых изделий для
императорского и великокняжеских дворов. Первоначально люстра весом около 3 тонн
предназначалась для Аванзала, но оказалась слишком большой для этого помещения,
поэтому в 1847 году ее переместили во Владимирский зал. Шесть люстр для
Георгиевского зала были сделаны на фабрике Карла Тегельштейна в 1845 году. Самый
большой заказ на изготовление светильников для Кремлевского дворца получил
Максимилиан Лейхтенбергский, супруг дочери императора Николая I, великой княжны
Марии Николаевны. Гальванопластическое и литейное заведение герцога выполнило в
общей сложности 28 люстр и 18 бра для Аванзала, Андреевского, Александровского,
Екатерининского, Кавалергардского залов, обходных галерей и парадной Гостиной и
Опочивальни.
Зимний сад
Картинная галерея
Теремной покой
В оформлении интерьеров Большого Кремлевского
дворца большое внимание уделялось произведениям из фарфора. Разнообразные вазы,
светильники изготавливались на Императорском фарфоровом заводе и покупались у
частных коллекционеров. Шедевром коллекции является люстра "Ананас", которая
располагается в Гостиной императрицы. Весь дворец поражал воображение гостей не
только техническими новинками, но и но и необыкновенной красотой оформления его
роскошных интерьеров. Вот это-то и попытался передать А.Ф.
Вельтман в своем труде. Покои же Большого Кремлевского дворца и поныне
сохраняются как музей русского дворцового интерьера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий