пятница, 18 января 2013 г.

Императорский дворец в Кремле Московском

Московский Кремль - уникальное архитектурное строение с богатой историей. Одной из жемчужин Кремля является Большой Кремлевский дворец - императорская резиденция с необыкновенными интерьерами и предметами для украшения помещений. Недавняя реставрация вернула ему первоначальный облик, который поражает сейчас всех, кто попадает в покои дворца. И удачному выполнению реставрационных работ способствовали и художественные и научные труды историков и искусствоведов, которые запечатлели в рисунках и планах первоначальный облик Кремлевского дворца.

Новый императорский дворец 1851

В 1851 году Александр Фомич Вельтман (1800-1870) создал фундаментальный труд “Описание Нового Императорского Дворца в Кремле Московском”. К этой работе он привлек многих художников, которые создали виды Императорского Дворца. Тексты снабжены 12 живописными рисунками с видами Кремлевского Дворца. Данное описание создал человек, который знаменит в России и как писатель (его перу принадлежат произведения "Странник", "Сердце и думка", "Беглец", "Кощей Бессмертный"), историк, археолог. В 40-е годы XIX века А.Ф. Вельтман сделался помощником директора Московской Оружейной палаты (а в 1852 году стал и директором оной) и был назначен членом комитета для издания "Древностей Российского государства", которые выходили под его редакцией. Энтузиаст своего дела, Вельтман старался бережно собирать все, что связано с историей и с Москвой в частности.


Александр Фомич Вельтман

Титульный лист книги “Описание Нового Императорского Дворца в Кремле Московском”, 1851

Большой Кремлевский дворец строился почти 12 лет и был торжественно освящен в 1849 году. Создание нового дворца включало в себя не только постройку нового, но и реставрацию старых окружающих зданий. Так был восстановлен полуразрушенный и заброшенный Теремной дворец. Проведена была радикальная реконструкция с устройством Владимирского зала, который был вставлен в просвет между теремным Дворцом, Георгиевским залом и Святыми сенями. Зал стал как бы переходным звеном между ними.


Поэтажные планы Дворца

На месте старого Кремлевского дворца был построен Георгиевский зал. Андреевский зал соединил аппартаменты императрицы и Оружейную палату. Кроме того, архитектор дворца К.А. Тон позаботился о том, чтобы дворец был надежен, помятуя бывший в Петербурге страшный пожар в Зимнем дворце. Отдано предпочтение калориферному отоплению с использованием пневматическим печей отопления выполненных по ситеме генерал-майора Амосова. В самом Кремлевском дворце более семисот помещений и почти каждое имеет свой интерьер и уникальное убранство.

Теремной дворец со стороны двора

Для создания интерьеров использовались лучшие материалы. Так императорский заказ на изготовление тканей выполнялся в Москве на фабрике купца 2-й гильдии Григория Григорьевича Сапожникова. Первоначально все ткани для обивки стен, мебели и драпировок заказывались с золотой и серебряной нитью. В парчовых тканях содержалось 60% шелка и 40% драгоценных металлов. Такой роскоши не было ни в одном петербургском дворце. Для обивки стен в тронном Андреевском зале был сделан темно-голубой муар с серебром, для занавесей в Александровском зале красный муар с золотом, для тронного Екатерининского зала серебряный муар, для Парадной гостиной зеленый с золотом глазет, для Парадной опочивальни белая с золотым узором парча.

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца

Мебельные гарнитуры для парадных, орденских залов и жилых апартаментов были выполнены в мастерских московских мебельщиков - Ф. Дункера, Э. Блехшмидта, А. Шмидта. Люстра во Владимирском зале была сделана в мастерской Феликса Шопена. Созданная им в 1843 году фабрика на протяжении почти сорока лет оставалась крупнейшим поставщиком бронзовых изделий для императорского и великокняжеских дворов. Первоначально люстра весом около 3 тонн предназначалась для Аванзала, но оказалась слишком большой для этого помещения, поэтому в 1847 году ее переместили во Владимирский зал. Шесть люстр для Георгиевского зала были сделаны на фабрике Карла Тегельштейна в 1845 году. Самый большой заказ на изготовление светильников для Кремлевского дворца получил Максимилиан Лейхтенбергский, супруг дочери императора Николая I, великой княжны Марии Николаевны. Гальванопластическое и литейное заведение герцога выполнило в общей сложности 28 люстр и 18 бра для Аванзала, Андреевского, Александровского, Екатерининского, Кавалергардского залов, обходных галерей и парадной Гостиной и Опочивальни.

Грановитая палата

Зимний сад

Картинная галерея

Святые сени

Теремной покой

В оформлении интерьеров Большого Кремлевского дворца большое внимание уделялось произведениям из фарфора. Разнообразные вазы, светильники изготавливались на Императорском фарфоровом заводе и покупались у частных коллекционеров. Шедевром коллекции является люстра "Ананас", которая располагается в Гостиной императрицы. Весь дворец поражал воображение гостей не только техническими новинками, но и но и необыкновенной красотой оформления его роскошных интерьеров. Вот это-то и попытался передать  А.Ф. Вельтман в своем труде. Покои же Большого Кремлевского дворца и поныне сохраняются как музей русского дворцового интерьера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий