Санкт-Петербург, 1773 год, газета
"Санкт-Петербургские ведомости" сообщает своим читателям, то состоялось
"важное событие: первый выход на гулянье в Летнем саду благородных
воспитанниц Смольного института". Это событие не проходит мимо и внимания
императрицы Екатерины II - это гуляние в Летнем саду и первые театральные
постановки в Смольном институте послужили причиной того, что известному
художнику Дмитрию Григорьевичу Левицкому делается заказ на написание
портретов смольнянок (смолянок). Их надо было написать в театральных костюмах,
соответствующих сыгранным ролям. Так появились на свет семь портретов
воспитанниц Смольного института, условно объединенных в серию "Смолянки".
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского
воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой
1773
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
16 мая (5 мая по старому стилю)
1764 года указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано при Воскресенском
Смольном Новодевичьем монастыре "Воспитательное общество благородных
девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных
девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать
государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и
общества". Екатерина II приказала разослать указ "по всем губерниям,
провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих
в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию". Смольный
институт благородных девиц положил начало женскому образованию в России и
инициатива его создания принадлежала все тому же И.И.Бецкому, который создал в
Москве знаменитый Воспитательный Дом.
Перро Ф.В. Вид Смольного монастыря. 1841
Первый приём воспитанниц был проведён в 1764 г.
Но родителей, пожелавших определить своих дочерей в Воспитательное общество,
оказалось совсем немного - новое в России всегда вызывало опасения и никто особо
не спешил быть первым. Отпустить своих дочерей решились только не очень
материально обеспеченные дворяне. Лишь через полгода вакансии были
укомплектованы. В числе принятых было семь титулованных воспитанниц и много
дочерей мелких чиновников и обедневших дворян, всего 60 девочек.
4 августа 1764 г. состоялось торжественное
освящение церкви, устроенной в северо-восточной башне Смольного монастыря в
присутствии иностранных послов и двора. Празднество сопровождалось 101 выстрелом
из пушек, после чего гостей повели осматривать приготовленные для детей
помещения, и завершилось все торжественным обедом в покоях начальницы.
Галактионов С.Ф. Смольный институт. Литография
1823
Смольный институт стал закрытым учебным
заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет,
выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была
главным условием и главной идеей И.И. Бецкого: юные девушки должны быть
полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения
и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Став
матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же
передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены
общества станут добропорядочными людьми. Получилось ли?... На этот вопрос
ответило время и история...
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанниц Императорского
воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в
замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве
Нелединской-Мелецкой 1773
(Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург)
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанниц Императорского
воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и
Настасьи Михайловны Давыдовой 1772
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского
воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой
1773
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по
возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре
возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста.
Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые
младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8
- 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в
белых платьях. Шились они из камлота, который приходилось выписывать из Англии.
По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов.
Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавались
девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в
год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей. Довольно строгим был и
распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для
гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению,
правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме
общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь
добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского
воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой
1776
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского
воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной
1775
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Левицкий Д.Г. Портрет воспитанницы Императорского
воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой
1776
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Императрица постоянно держала в поле своего
зрения все, что касалось Смольного института. Через несколько лет после его
основания она писала Вольтеру: "... мы очень далеки от мысли образовать из
них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в
которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными
и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем
доме".
Шифр для выпускниц Смольного Института,
закончивших его с отличием Санкт-Петербург, мастер- Придворный ювелир Виктор
Линдроз, вторая половина XIX века
(Подобный шифр был недавно продан на торгах Аукционного Дома "Империя" 1.600.000 рублей)
(Подобный шифр был недавно продан на торгах Аукционного Дома "Империя" 1.600.000 рублей)
Выпускные экзамены первых выпускниц состоялись в
апреле 1776 года. 12 лучших учениц награждены Золотыми медалями и получили
специальные императорские "шифры" (золотой вензель в виде инициала императрицы,
который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были
определены ко Двору. Из казны государства была выделена сумма в 100 000 рублей,
как приданое бедным выпускницам. В 1797, вскоре после смерти Екатерины II, Павел
I поручил управление Воспитательным обществом своей супруге – императрице Марии
Федоровне.
Знак для выпускниц Смольного Института (на обороте
знака обязательная гравировка - год выпуска и имя выпускницы)
Преподаватели Смольного Института Фото начала 20
века
В 1812 тут же было создано бесплатное отделение
для "военных сирот" на 100 вакансий с сокращенным курсом обучения... В 1848
был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не
классными дамами, а учительницами. Плата за обучение составляла 350 рублей в
год, но за многих учениц платили министерства и ведомства (их также под свою
опеку брали члены императорской фамилии). Училище иногда выдавало ученицу замуж,
а если это не удавалось, то определяло ее в учительницы, договаривалось за нее и
получало за нее жалование. Никуда не пристроившиеся девицы имели право жить в
институте, получая там комнату, пищу и свечи, оплачивая за это институту
"рукоделием, трудолюбием и добродетелью".
Жилой флигель Смольного Института. Фото начала 20 века
Смолянки в столовой Фото начала 20 века
Ежегодно летом больных воспитанниц бесплатно
отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса. Зимой,
воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии
художеств, Ботанический сад, Таврический дворец. Десять лучших выпускниц,
награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную
церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору. Последнее как раз в
русской истории имело несколько трагический момент - именно так встретился
император Александр II со своей будущей супругой Екатериной Долгорукой... а что
было потом все, думаю, знают.
Смольный институт. Урок рисования Фото начала 20
века
Смольный институт. Урок пения Фото начала века
Смольный институт. Урок пения Фото начала века
В начале 19 века было принято решение построить
для Смольного института новое здание. Его проект разработал архитектор Д.
Кваренги. Планировка здания: на первом этаже по сторонам коридора располагались
учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением
здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами, со стороны главного
подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили
регулярный сад.
Воспитанницы Смольного Института во время отдыха. Фото начала 20 века
Катания с ледяных гор Фото начала 20 века
Прием экзаменов Смольном Институте Фото начала 20 века
Смолянки встречают французскую делегацию Фото начала 20 века
Светлейшая княжна Елена Александровна Ливен (1842 – 1920) – камер-фрейлина, начальница Московского Елизаветинского Института благородных девиц до 1894 и Смольного Института благородных девиц в 1895-1917 в своем кабинете в Смольном Институте
Базыкина Т. Портрет светлейшей княжны Елены Александровны Ливен
Революция в России положила конец благородному
воспитанию и до сих пор в России нет даже приблизительного аналога Смольного
института. Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие
учебные заведения. В октябре 1917 Смольный институт выехал в Новочеркасск, где
в феврале 1919 состоялся последний выпуск. Летом этого же года преподаватели и
оставшиеся воспитанницы бежали из России и институт в виде гимназии появился
уже в Сербии.
Последний даже не
назывался институтом, а Русско-сербской гимназией, и фактически это был бывший
Смольный институт. Его последняя директриса Наталья Корнелиевна Эрдели после
революции выехала и вывезла часть персонала и девочек в Югославию. После смерти
Эрдели была начальницей жена генерала Абациева. А назвали они его
Русско-сербской гимназией для того, чтобы в институт могли принимать и сербских
девочек. Форма же у нас была такая же, как и в Смольном институте.
- Не могли бы вы ее
описать поподробней?
- Была парадная и
обыкновенная форма. Обыкновенная форма была различного цвета по классам. У
приготовишек не было формы, и когда мы переходили в первый класс, это были
торжественные минуты, когда мы получали форму! В первом и во втором классе была
бордовая, в третьем и четвертом – зеленая, в пятом и шестом – голубая, в седьмом
– серая, а в восьмом – совершенно специальная, тоже сероватого цвета. Ее носили
также и «пепиньерки», которые были помощницами классных дам, и когда не хватало
персонала, то старшие девочки смотрели за младшими, укладывали их спать.
Парадная форма была у всех голубая, но опять же у восьмиклассниц была совершенно
особая!
- На какие средства
существовали все эти учебные заведения? Были добровольные частные пожертвования
или государственная помощь?
- Средства на институты и
на корпуса давала Державная комиссия Королевства СХС, которая была основана
Лигой наций и размещалась в Белграде в доме, где раньше находилось российское
посольство.
(Из статьи "Я ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ СМОЛЯНОК". ИЗ
ЗАПИСОК И ВОСПОМИНАНИЙ ИННЫ КАЛИНИНОЙ, ЖЕНЫ КАДЕТА. Газета "Русская мысль" (№№
6,7 – 4491, 4492), 2004)
Венецианов А.Г. Предстательство Божией матери за воспитанниц Смольного института. 1832—1835
( Государственный Русский Музей)
Нам же остались фотографии, воспоминания и серия
портретов смолянок кисти Д.Г.Левицкого. И может быть когда-нибудь и появится на
просторах России такое же учебное заведение, которое подарит нам девиц
благородных во всех отношениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий