понедельник, 19 декабря 2016 г.

Ивановская горка и монастырь

Ивановская горка - загадочное и трагическое место Москвы. Здесь, на улице Забелина (в бывшем Ивановском переулке) недалеко от метро Китай-город, расположен до сих пор Ивановский монастырь. "Иоанно-Предтеченский девичий монастырь в Старых садех, под бором, что на Кулишках" - таково было когда-то его полное название. История Ивановского монастыря в Москве уходит в глубокую древность. По одной версии, основание обители связывают с именем Ивана Грозного. По другой, строительство монастыря относится ко времени правления Ивана III.

Карташев Д Вид Москвы от Ивановского монастыря. 1850-е годы

Известно, что в 1415 году в Замоскворечье существовал Ивановский мужской монастырь. В конце XIV века на месте монастыря близ Кулишек жил старец, который предсказал великому князю Василию Дмитриевичу рождение сына Василия. Где-то в это время и состоялся перенос из Замоскворечья на Кулишки Ивановского монастыря, который в дальнейшем преобразовался в женскую обитель. Имя свое Ивановский монастырь получил от главного престола собора Усекновения главы Иоанна Предтечи. На день этого праздника приходились именины Ивана Грозного. В народе этот монастырь прозвали Иван Постный, так как по уставу праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя является днем строжайшего поста. Загадки в появлении монастыря, загадки и в дальнейшем его существовании...

Пророк и предтеча Господень Иоанн. Древний (сер.XVI века) чудотворный образ в монастырском соборе.

До 1764 года за монастырем не числилось крепостных, поэтому он существовал исключительно за счет вкладов царской семьи и знатных покровителей, а также на пожертвования верующих. Особое внимание монастырю оказывали первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Они немало способствовали украшению святой обители и посещали монастырь не только в храмовый праздник, но и в другие дни.

Этот московский монастырь был известен как место пострижения против их воли многих женщин знатного происхождения. Своего рода монастырская тюрьма. Семьи, из которых происходили эти женщины, делали дорогие вклады в пользу монастыря на содержания своих родственниц. Сюда под видом сумасшедших и "секретных" из Сыскного приказа, из Тайной розыскных дел канцелярии присылались женщины, замешанные в политических и уголовных делах. Обитель даже получила название "острога для лиц исключительного положения". Сюда была прислана из Покровского монастыря во Владимире постриженная насильно царевна Пелагея Михайловна из рода Петровых-Соловых - вторая жена старшего сына Ивана Грозного; в иночестве она приняла имя Параскева. В 1610 году монахиней этой обители стала разлученная с супругом Мария Петровна Шуйская, жена царя Василия Ивановича Шуйского.

Вид Ивановского монастыря Москвы. Фото 1882 г.

Самой известной заключенной Ивановского монастыря была Дарья Николаевна Салтыкова, которая больше известна как Салтычиха. В этой обители она провела половину своей жизни. По данным судебного следствия, в течение шести-семи лет Дарья Салтыкова "умертвила разными муками" 139 человек, среди них были главным образом женщины (среди погибших было только трое мужчин), в том числе и девочки десяти - двенадцати лет.

Расправа над крепостными

Летом 1762 года крепостной Ермолай Ильин, потерявший одну за другой трех своих жен, которые были забиты по приказу Салтычихи до смерти, бежал из поместья в Петербург и подал жалобу только что вступившей на трон Екатерине II. 2 октября 1768 года был "высочайше утвержден" приговор, предусматривавший пожизненное заточение Салтыковой в Ивановском монастыре. Этому предшествовала гражданская казнь на Красной площади. Салтыкова была высечена и доставлена в Ивановский монастырь. Там специально для нее был собран сруб без окон, так что она долгое время жила в полной темноте. У двери круглые сутки стоял караульный.

Соборная церковь в Ивановском женском монастыре. Слева пристройка, где содержали Салтыкову

Монахиня приносила пищу и свечу, после принятия пищи свечу забирали. В императорском указе было и еще предписание: "А из сего заключения выводить ее во время каждого церковного служения в такое место, откуда бы она могла оное слышать, не входя в церковь". Так Салтычиха просидела 11 лет, после этого еще 22 года она провела в специальной клетке, пристроенной к собору, на виду у всех прихожан, а после смерти в 1801 году в возрасте 68 лет была похоронена в Донском монастыре.
История Ивановской монастыря связана с судьбой еще одной женщины, имя которой известно всем. Это княжна Тараканова, дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Но не та самозванка, которая была схвачена и привезена из Европы Алексеем Орловым, а настоящая Тараканова.

По преданию, дочь Елизаветы до 11 лет воспитывалась в России, а затем была отправлена в Голландию. Позже ее привезли из-за границы, где она жила инкогнито до 40 лет. Однажды к монастырским воротам в сопровождении конных стражников подъехала просторная карета с плотно задернутыми занавесками на окнах. Женщину проводили к игуменье. От игуменьи таинственную гостью проводили в небольшую двухкомнатную каменную келью с окнами, выходившими во двор. В этой келье княжне суждено было пробыть четверть века до самой ее кончины.

Инокиня Досифея. Литография неизвестного художника

До пострижения Тараканова носила имя Августы, в Ивановском монастыре она была пострижена под именем Досифеи. На содержание ее помимо ежегодной "особенной суммы" из казначейства поступали крупные денежные переводы от неизвестных лиц. В царствование Павла I Досифее разрешили принимать гостей, к ней приходили как знатные особы, так и простые люди. Погребена была Досифея не в Ивановском монастыре, что соответствовало древней традиции, а в Новоспасском монастыре - усыпальнице боярского, а затем и царствующего рода Романовых. Надгробная часовня над прахом Досифеи у восточной ограды сохранилась до сих пор. В 1910 году, через сто лет после смерти инокини Досифеи, над ее могилой соорудили часовенку, в конце 90-х годов 20 века часовенька была реставрирована и сейчас каждый может придти к могиле Досифеи. 

Со временем Ивановский монастырь превратился из "острога" для преступниц в обитель призрения обездоленных по решению императрицы Елизаветы Петровны. Позже в Ивановском монастыре были устроены также иконописная школа для сестер обители и ясли для детей-подкидышей. При обители были устроены различные мастерские: швейная, башмачная, рукодельная с золотошвейной и ризничей для вышивания и изготовления облачения и церковных принадлежностей. Образованные насельницы обучали неграмотных церковному чтению и Закону Божиему. Также были классы церковного пения. Монахини в рукодельных мастерских должны были не только обеспечивать потребности монастыря, но и своим трудом увеличивать средства на его существование.

Корин П.Д. Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве. 1930
 (Дом-музей П.Д. Корина)

Каменная церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца была построена в 1657 году, а в 1701 году при содействии Петра I в монастыре возвели каменную крестовую палату с сенями. В 1753-м территорию Ивановской обители огородили каменной стеной, длина которой по периметру составила 263 метра. Во время войны 1812 года сгорели почти все здания монастыря. Часть сокровищ игуменья успела отправить с большей частью монахинь в Вологду ещё до прихода французов в город. В монастыре оставалось лишь несколько стариц. В 1813 году решением Синода монастырь был упразднён. Соборную церковь перевели в разряд приходских, а в других зданиях разместили конторы и оборудовали квартиры для служащих при Синодальной типографии. 

Собор Ивановского монастыря. Вид на иконостас. Фото кон. XIX века 

Начало обновления обители положила богатая вдова Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева, которая хотела в память своего умершего сына построить приют для малолетних детей. Но монахиня Зачатьевского монастыря Алевтина предложила ей восстановить Ивановский монастырь. Но восстановление обители началось уже после смерти завещательницы. Император Александр II лично утвердил проект восстановления, и в 1860 году были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы - небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой по проекту М.Д.Быковского. В архитектуре монастыря Быковский применил формы распространенного тогда стиля Ренессанс, дополнив его романскими элементами. Возможно, при постройке нового собора был использован подклет древнего здания. Есть мнение, что купол главного собора повторил формы купола собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции работы знаменитого Ф.Брунеллески.

Панорама Ивановского монастыря (фото с сайта Panoramio)
Вид на главный Собор Ивановского монастыря Фото 2000

Состав монахинь после восстановления обители сильно изменился. Большей частью они происходили из крестьян, средний возраст - за сорок лет. Это был настоящий строгий монастырь, куда шли женщины, желающие только иноческой жизни. Во время войны с Турцией в 1877-78 годов в обители был оборудован госпиталь для раненых воинов и открыта духовная библиотека.

Звонница монастыря и колокола Ивановского монастыря
Часовня Ивановского монастыря

В 1918 году монастырь закрыли одним из первых, здания обители перешли к ВЧК(ОГПУ-НКВД). В 1980-х годах собор был занят Центральным государственным архивом Московской области. Главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической заочной школой МВД СССР. Парадные ворота были заложены, с колоколен сброшены кресты.

Вид на главный Собор Ивановского монастыря

В 1992 году несколько помещений были переданы Братству святого князя Владимира. В доме причта открыта православная гимназия, а в больничном корпусе - богадельня. Возобновлены богослужения в церкви преподобной Елизаветы. В настоящий момент реставрация монастыря продолжается.
_____

Для материала использованы факты из статьи в НГ "Тайны Ивановского монастыря" за 2005 год, книги Ю.Н.Буракова "Под сенью монастырей московских" за 1991 год и открытые источники из книг и журналов. Современные фотографии Ивановского монастыря сделаны осенью 2008 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий