понедельник, 12 декабря 2016 г.

Вестник славы скульптора М.О. Микешина

На одной из улиц старого русского города Смоленска, около здания картинной галереи, установлен памятник уроженцу Смоленской губернии Михаилу Осиповичу Микешину. Молодой мужчина сидит на скамье, слегка откинувшись и перед ним на постаменте модель некоего памятника. Это знаменитый монумент "Тысячелетие России", который и ныне украшает Новгород. Автор - скульптор и рисовальщик М.О.Микешин.

Памятник М.О.Микешину в г.Смоленске. Скульптор А.И. Рукавишников, архитектор И.Н. Воскресенский.

Михаил Осипович Микешин родился 175 лет назад 21 февраля (9 февраля по старому стилю) 1835 года в небольшой деревне Максимово на Смоленщине в семье мелкого помещика. Отцом Михаила был Осип Егорович Микешин – выходец из крестьянского сословия, занимавший должность соляного пристава. Воспитанием Миши занимались в основном его мать Анна Дмитриевна и дедушка Дмитрий Андреевич. В детстве у него открылся талант к музыке. Благодаря матери и деду он научился играть на фортепьяно, гитаре и гуслях. Развитию художественных навыков способствовало знакомство с местным иконописцем Титом Андроновичем.

Судьбоносной в жизни будущего художника стала его встреча с Александром Александровичем Вонлярлярским. братом известного писателя, однокашника М.Ю. Лермонтова по юнкерскому училищу, Василия Вонлярлярского. А.А. Вонлярлярский обратил внимание на талантливого юношу – чертёжника и забрал его в своё имение под Смоленском. Затем он уговорил О.Е. Микешина отпустить сына в Санкт-Петербург. Здесь Вонлярлярский на свои средства устроил Михаила в Академию художеств.

Микешин М. О. Лейб-гусары у водопоя 1853

В 1852 году Михаил стал студентом Академии Художеств класса батальной живописи, руководил которым Б. Виллевальде. Он был отличным учеником, являлся обладателем всех без исключения ученических наград. В конце первого года обучения Микешина его картина "Лейб-гусары у водопоя" была представлена на выставке Академии и заслужила одобрительные отзывы в печати. Вскоре её приобрёл император Николай I. После этого Микешина пригласили давать уроки рисования членам царской фамилии.

Микешин М.О. Сражение при Монмирале 1857
Микешин М.О. Портрет всадника Хаджиева Гассанова Чохского 1860

Закончил Художественную Академию в 1858 году Микешин на отлично, получив большую золотую медаль за конкурсную работу "Въезд Тилли в Магдебург" и звание классного художника. Также ему было предоставлено право отправиться на шесть лет за границу за счет Академии. Однако, Микешин не воспользовался возможностью побывать в Европе, предпочтя принять участие в конкурсной работе по созданию проекта Памятника "Тысячелетие России". Данный монумент предполагалось разместить в Великом Новгороде.

Михаил Осипович Микешин

К определённому сроку – 1 ноября 1859 года – в жюри конкурса поступило 53 проекта. 25 ноября 1859 г. состоялось заседание совета Академии художеств, посвящённое выбору проекта памятника. В ходе тайного голосования победил проект М.О. Микешина, который более всего отвечал требованиям правительства. Автор получил первую премию конкурса – 4 000 рублей и заказ на сооружение монумента в новгородском кремле. Проект памятника М.О. Микешин разрабатывал в тесном сотрудничестве с молодым даровитым скульптором И.Н. Шредером (1835-1908). Основные работы по изготовлению скульптурных композиций памятника выполнил Шредер. Памятник был создан в сжатые сроки.

Виллевальде Б.П. Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде
 в 1862 году 1864 
Виллевальде Б.П. Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году Фрагмент 1864

Его открытие состоялось 8 сентября 1862 г. в присутствии императора, его многочисленной семьи и свиты. За труды по его созданию М.О. Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени и пожизненным "пенсионом" – 1200 рублей серебром в год.


Памятник "Тысячелетие России" в Новгороде 1900

Памятник "Тысячелетие России" располагается на центральной площади новгородского кремля. Его силуэт напоминает колокол – вестник славы. Высота колоколообразного монумента с двумя рядами исторических деятелей первого тысячелетия России, увенчанного крестом и фигурой ангела, составляет около 16 метров. Диаметр - около девяти метров и вес - 65,5 тонны. Верхняя его часть выполнена в виде символа государственной власти – державы. Вокруг шара располагаются 18 фигур, образующие 6 групп, отображающие главные события российской истории. Основанием памятника является высокий гранитный постамент. Он опоясан бронзовым горельефным фризом, на котором помещены изображения 109 исторических персонажей. Фриз состоит из четырёх разделов – "Государственные лица", "Военные люди и герои", "Просветители народа", "Писатели и художники".

Северная сторона. Главный персонаж памятника - Петр I
Западная сторона. Сюжет "Избрание Михаила Романова на царство"

После создания памятника "Тысячелетие России" путь Микешина в искусстве определился окончательно. Он стал создавать проекты памятников великим людям и значительным событиям истории. В 1860 году Микешин победил в конкурсе на памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге.

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. Фото начала 1900-х годов
Открытка начала 20 века с изображением памятника Екатерине II

Монумент по его проекту был создан скульпторами М.А. Чижовым и А.М. Опекушиным (будущим автором памятника Пушкину в Москве)  и архитектором Д.И. Гриммом в 1873 году. Он представляет собой статую императрицы в парадном одеянии, установленную на круглом гранитном пьедестале, вокруг которого располагаются фигуры её соратников и великих современников – Г.А. Потёмкина, Г.Р. Державина, А.В. Суворова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева, В.Я. Чичагова, И.И. Бецкого, А.А. Безбородко, Е.Р. Дашковой. В XIX веке начались весьма анекдотического характера. Мол так и должна стоять распутница-императрица - спиной к искусству и лицом к публичному дому, который, по одной версии находился на месте Елисеевского магазина, по другой - там же на Малой Садовой, но ближе к Манежной площади. Есть такая шуточная загадка:
Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно? 

Ответ заранее известен. Позади памятника - театр драмы, слева - Публичная библиотека, справа - Сад отдыха, а спереди Елисеевский магазин. Еще об этом памятнике можно прочесть в этом блоге вот здесь: Императрице Екатерине II

Подготовка к открытию памятника Богдану Хмельницкому в Киеве
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото 1900-х годов

Ещё одной выдающейся работой Микешина стал памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому, созданный в 1888 году в Киеве. По проектам М.О. Микешина были созданы памятники адмиралам П.С. Нахимову, В.А. Корнилову и В.И. Истомину на Малаховом кургане в Севастополе, адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве, Богдану Хмельницкому в Киеве, К. Минину и Д. Пожарскому в Нижнем Новгороде, Александру II в Ростове – на - Дону, Екатерине II в Екатеринодаре, массивные скульптурные двери к гробнице князя Д.М. Пожарского в Суздале, скульптурные композиции для украшения броненосных кораблей российского флота. Популярность художника быстро достигла мировых масштабов. Ему заказывали памятники для государств Европы и Америки.

Памятник Екатерине II Екатеринодаре - старый и новый уже в Краснодаре
Памятник адмиралу Грейгу 
Памятный знак на месте дуэли М.Ю. Лермонтова 1915

Ряд монументов, воздвигнутых по проектам Микешина, ожидала трагическая судьба. В годы советской власти были уничтожены памятники Екатерине II в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и Александру II в Ростове – на – Дону, гробница князя Пожарского в Суздале. Пострадал во время боевых действий в период Великой Отечественной войны памятник адмиралам в Севастополе. Был разрушен гитлеровцами памятник "Тысячелетие России". Захватчики намеревались вывезти его фрагменты в Германию. Но наступление Красной Армии, освободившей Новгород 20 января 1944 года спасло монумент от окончательной гибели. И уже 2 ноября 1944 года состоялось открытие восстановленного шедевра русского искусства.
Микешин М.О. Коронация Александра III 1883 
Микешин М.О. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Микешин М.О. Образы из повести Н.В. Гоголя "Вий" 1873
Микешин М.О.Панночка, сотник и Хома Брут. Иллюстрация к Н.В.Гоголю
 
Игральные карты по рисункам М.. Микешина 1900

М.О. Микешин не оставлял и занятий живописью. Его кисти принадлежат портреты Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, других прославленных современников. Микешин много работал, как художник – иллюстратор, создавая рисунки и гравюры к любимым литературным произведениям. Его лучшими графическими работами являются многочисленные иллюстрации к "Вию" Н.В. Гоголя, к "Кобзарю" Т.Г.Шевченко, к произведениям А.С. Пушкина. Умер Михаил Осипович Микешин в январе 1896 года в Петербурге, дело его продолжил его сын, тоже талантливый художник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий