На одной из улиц старого русского города Смоленска, около здания картинной галереи, установлен памятник уроженцу Смоленской губернии Михаилу Осиповичу Микешину. Молодой мужчина сидит на скамье, слегка откинувшись и перед ним на постаменте модель некоего памятника. Это знаменитый монумент "Тысячелетие России", который и ныне украшает Новгород. Автор - скульптор и рисовальщик М.О.Микешин.
Памятник М.О.Микешину в г.Смоленске. Скульптор А.И. Рукавишников, архитектор И.Н. Воскресенский.
Михаил Осипович Микешин родился 175 лет назад 21 февраля (9 февраля по старому стилю) 1835 года в небольшой деревне Максимово на Смоленщине в семье мелкого помещика. Отцом Михаила был Осип Егорович Микешин – выходец из крестьянского сословия, занимавший должность соляного пристава. Воспитанием Миши занимались в основном его мать Анна Дмитриевна и дедушка Дмитрий Андреевич. В детстве у него открылся талант к музыке. Благодаря матери и деду он научился играть на фортепьяно, гитаре и гуслях. Развитию художественных навыков способствовало знакомство с местным иконописцем Титом Андроновичем.
Судьбоносной в жизни будущего художника стала его встреча с Александром Александровичем Вонлярлярским. братом известного писателя, однокашника М.Ю. Лермонтова по юнкерскому училищу, Василия Вонлярлярского. А.А. Вонлярлярский обратил внимание на талантливого юношу – чертёжника и забрал его в своё имение под Смоленском. Затем он уговорил О.Е. Микешина отпустить сына в Санкт-Петербург. Здесь Вонлярлярский на свои средства устроил Михаила в Академию художеств.
Микешин М. О. Лейб-гусары у водопоя 1853
В 1852 году Михаил стал студентом Академии Художеств класса батальной живописи, руководил которым Б. Виллевальде. Он был отличным учеником, являлся обладателем всех без исключения ученических наград. В конце первого года обучения Микешина его картина "Лейб-гусары у водопоя" была представлена на выставке Академии и заслужила одобрительные отзывы в печати. Вскоре её приобрёл император Николай I. После этого Микешина пригласили давать уроки рисования членам царской фамилии.
Закончил Художественную Академию в 1858 году Микешин на отлично, получив большую золотую медаль за конкурсную работу "Въезд Тилли в Магдебург" и звание классного художника. Также ему было предоставлено право отправиться на шесть лет за границу за счет Академии. Однако, Микешин не воспользовался возможностью побывать в Европе, предпочтя принять участие в конкурсной работе по созданию проекта Памятника "Тысячелетие России". Данный монумент предполагалось разместить в Великом Новгороде.
Михаил Осипович Микешин
К определённому сроку – 1 ноября 1859 года – в жюри конкурса поступило 53 проекта. 25 ноября 1859 г. состоялось заседание совета Академии художеств, посвящённое выбору проекта памятника. В ходе тайного голосования победил проект М.О. Микешина, который более всего отвечал требованиям правительства. Автор получил первую премию конкурса – 4 000 рублей и заказ на сооружение монумента в новгородском кремле. Проект памятника М.О. Микешин разрабатывал в тесном сотрудничестве с молодым даровитым скульптором И.Н. Шредером (1835-1908). Основные работы по изготовлению скульптурных композиций памятника выполнил Шредер. Памятник был создан в сжатые сроки.
Виллевальде Б.П. Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде
в 1862 году 1864
Его открытие состоялось 8 сентября 1862 г. в присутствии императора, его многочисленной семьи и свиты. За труды по его созданию М.О. Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени и пожизненным "пенсионом" – 1200 рублей серебром в год.
Памятник "Тысячелетие России" в Новгороде 1900
Памятник "Тысячелетие России" располагается на центральной площади новгородского кремля. Его силуэт напоминает колокол – вестник славы. Высота колоколообразного монумента с двумя рядами исторических деятелей первого тысячелетия России, увенчанного крестом и фигурой ангела, составляет около 16 метров. Диаметр - около девяти метров и вес - 65,5 тонны. Верхняя его часть выполнена в виде символа государственной власти – державы. Вокруг шара располагаются 18 фигур, образующие 6 групп, отображающие главные события российской истории. Основанием памятника является высокий гранитный постамент. Он опоясан бронзовым горельефным фризом, на котором помещены изображения 109 исторических персонажей. Фриз состоит из четырёх разделов – "Государственные лица", "Военные люди и герои", "Просветители народа", "Писатели и художники".
Северная сторона. Главный персонаж памятника - Петр I
После создания памятника "Тысячелетие России" путь Микешина в искусстве определился окончательно. Он стал создавать проекты памятников великим людям и значительным событиям истории. В 1860 году Микешин победил в конкурсе на памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. Фото начала 1900-х годов
Открытка начала 20 века с изображением памятника Екатерине II
Монумент по его проекту был создан скульпторами М.А. Чижовым и А.М. Опекушиным (будущим автором памятника Пушкину в Москве) и архитектором Д.И. Гриммом в 1873 году. Он представляет собой статую императрицы в парадном одеянии, установленную на круглом гранитном пьедестале, вокруг которого располагаются фигуры её соратников и великих современников – Г.А. Потёмкина, Г.Р. Державина, А.В. Суворова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева, В.Я. Чичагова, И.И. Бецкого, А.А. Безбородко, Е.Р. Дашковой. В XIX веке начались весьма анекдотического характера. Мол так и должна стоять распутница-императрица - спиной к искусству и лицом к публичному дому, который, по одной версии находился на месте Елисеевского магазина, по другой - там же на Малой Садовой, но ближе к Манежной площади. Есть такая шуточная загадка:
Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно?
Ответ заранее известен. Позади памятника - театр драмы, слева - Публичная библиотека, справа - Сад отдыха, а спереди Елисеевский магазин. Еще об этом памятнике можно прочесть в этом блоге вот здесь: Императрице Екатерине II
Подготовка к открытию памятника Богдану Хмельницкому в Киеве
Ещё одной выдающейся работой Микешина стал памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому, созданный в 1888 году в Киеве. По проектам М.О. Микешина были созданы памятники адмиралам П.С. Нахимову, В.А. Корнилову и В.И. Истомину на Малаховом кургане в Севастополе, адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве, Богдану Хмельницкому в Киеве, К. Минину и Д. Пожарскому в Нижнем Новгороде, Александру II в Ростове – на - Дону, Екатерине II в Екатеринодаре, массивные скульптурные двери к гробнице князя Д.М. Пожарского в Суздале, скульптурные композиции для украшения броненосных кораблей российского флота. Популярность художника быстро достигла мировых масштабов. Ему заказывали памятники для государств Европы и Америки.
Памятник Екатерине II Екатеринодаре - старый и новый уже в Краснодаре
Памятник адмиралу Грейгу
Памятный знак на месте дуэли М.Ю. Лермонтова 1915
Ряд монументов, воздвигнутых по проектам Микешина, ожидала трагическая судьба. В годы советской власти были уничтожены памятники Екатерине II в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и Александру II в Ростове – на – Дону, гробница князя Пожарского в Суздале. Пострадал во время боевых действий в период Великой Отечественной войны памятник адмиралам в Севастополе. Был разрушен гитлеровцами памятник "Тысячелетие России". Захватчики намеревались вывезти его фрагменты в Германию. Но наступление Красной Армии, освободившей Новгород 20 января 1944 года спасло монумент от окончательной гибели. И уже 2 ноября 1944 года состоялось открытие восстановленного шедевра русского искусства.
Микешин М.О. Коронация Александра III 1883
Микешин М.О. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Микешин М.О. Образы из повести Н.В. Гоголя "Вий" 1873
Микешин М.О.Панночка, сотник и Хома Брут. Иллюстрация к Н.В.Гоголю
М.О. Микешин не оставлял и занятий живописью. Его кисти принадлежат портреты Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, других прославленных современников. Микешин много работал, как художник – иллюстратор, создавая рисунки и гравюры к любимым литературным произведениям. Его лучшими графическими работами являются многочисленные иллюстрации к "Вию" Н.В. Гоголя, к "Кобзарю" Т.Г.Шевченко, к произведениям А.С. Пушкина. Умер Михаил Осипович Микешин в январе 1896 года в Петербурге, дело его продолжил его сын, тоже талантливый художник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий