суббота, 25 апреля 2015 г.

Платон и Екатерина

Последний роман императрицы Екатерины начался летом 1789 года и продолжался до самой ее кончины. На тот момент ей исполнилось 60 лет, а ее избраннику было всего 22 года (а по некоторым источникам даже 18 лет). Разница в возрасте составила каких-то там 38 лет. Но жажда любви была выше разума. В одном из писем к своему другу, старому любовнику-фавориту (и почти мужу) Григорию Потемкину она напишет об этом своем новом увлечении: "Я вернулась к жизни как муха, до этого окоченевшая от холода!" А сделал этот "возврат к жизни" простой поручик Платон Александрович Зубов, ставший последним фаворитом императрицы - с июля 1789 по ноябрь 1796 года.

В.Л. Боровиковский Портрет императрицы Екатерины II 1794

Какой же была Екатерина Великая на момент встречи со своим новым возлюбленным? "Я была чрезвычайно удивлена, увидев, что она мала ростом. Мне казалось, что она должна быть высокого роста, такой же большой, как ее слава. Она была довольно полной, однако лицо оставалось красивым… Печать гения, казалось, лежала на широком и очень высоком лбу ее. Глаза – добрые и умные, нос – правильной греческой формы, кожа свежая, а все лицо очень живое… Я сказала, что она была маленького роста, но в дни приемов, выходя с высоко поднятой головой и орлиным взором, с уверенностью, которую дает привычка повелевать, наконец, с тем величием, которое сквозило во всем, она казалась мне царицей мира," – так напишет художница Виже-Лебрен после одного из приемов в царском дворце о Екатерине Великой. 

А вот другое мнение, тоже взгляд со стороны на внешность императрицы Екатерины II, Шарля Франсуа-Филибера Массона, с 1795 года секретаря Великого князя Александра, оставившего мемуарные "Секретные материалы о России, и главным образом о конце царствования Екатерины II и правлении Павла I" (Mémoires secrets sur la Russie, et particulièrement sur la fin du règne de Catherine II, et sur celui de Paul I), 1800: "...Единство ее облика как бы распадалось и мы видели перед собой уже не великую Екатерину, а просто пожилую женщину, у которой во рту не хватало зубов, а голос был надтреснутым и невнятным. В нижней части лица было что-то грубое и даже жестокое, в светло-серых глазах сквозила некая фальшивость, а складка на переносице придавала ей чуть зловещий вид."

В.Л. Боровиковский Портрет Платона Зубова 1790

А вот как все начиналось
(из книги Ш. Массон "Секретные материалы о России"):

"Платону Зубову, молодому поручику конной гвардіи, покровительствовалъ его дальній родственникъ, Николай Салтыковъ, адъютантъ котораго, мой другъ, и передалъ мнѣ часть этихъ воспоминаній. Въ качествѣ адъютанта онъ часто оказывался рядомъ съ Зубовымъ, а за столомъ онъ даже добивался этого. Зубовъ хорошо зналъ французскій языкъ и былъ нѣсколько образованъ; онъ проявлялъ гибкій и вылощенный умъ, могъ немного поговорить о литературѣ и слегка музицировалъ. Роста онъ былъ средняго, но хорошо сложенъ, гибокъ и нервенъ. У него былъ высокій умный лобъ и красивые глаза. Въ лицѣ его тогда не было еще того натянутаго, холоднаго и тщеславнаго выраженія, которое появилось позднѣе. Когда весною 1789 г. императрица поѣхала въ Царское Село, онъ исходатайствовалъ у своего покровителя особую милость командовать сопровождавшимъ ее отрядомъ и вслѣдствіе этого обѣдалъ съ Екатериной. Тот-часъ по переѣздѣ двора произошелъ разрывъ съ Мамоновымъ: фаворита женили и отослали. 3убовъ оказался единственнымъ молодымъ офицеромъ на примѣтѣ. Своимъ избраньемъ онъ, кажется, обязанъ именно этому счастливому обстоятельству, а не обдуманному выбору Екатерины. Николай Салтыковъ, бывшій тогда въ большой силѣ, ввелъ и преподнесъ молодого Зубова; онъ очень старался, надѣясь создать себѣ въ его лицѣ опору противъ надменнаго Потемкина, котораго при дворѣ онъ одинъ презиралъ. Послѣ нѣсколькихъ секретныхъ переговоровъ въ присутствіи ментора; Зубова испробовали и направили къ m-elle Протасовой и къ лейбъ-медику для болѣе подробнаго освидѣтельствованія. Они очевидно дали благопріятный отзывъ. Зубовъ былъ назначенъ адъютантомъ императрицы, получилъ сто тысячъ на рубашки и водворился въ помѣщеніи фаворитовъ, съ правомъ пользоваться всѣми ихъ преимуществами. На слѣдующій день молодой человѣкъ появился фамильярно подъ руку съ императрицей въ большой шляпѣ съ перьями и въ новой формѣ; за нимъ съ непокрытыми головами шли его покровитель и другіе вельможи имперіи. А еще наканунѣ онъ дожидался въ ихъ переднихъ.

По вечерамъ, послѣ игры, Екатерина, распустивъ дворъ, удалялась въ свою спальню вдвоемъ съ фаворитомъ. Ея сынъ и внуки, порой, присутствовали при этомъ. Совершенно безнаказанно скандализировала она весь дворъ и вмѣсто уваженія возбуждала въ своихъ близкихъ презрѣніе.

На слѣдующій день прихожая новаго идола наполнилась старыми генералами и прежними правителями — всѣ простирались передъ нимъ. Онъ вдругъ оказался геніемъ, открытымъ зоркимъ глазомъ Екатерины. На него посыпались государственныя сокровища. Низость и позорная угодливость вельможъ соперничала съ игнорированіемъ Екатериною общественнаго мнѣнія."
(Ш. Массон "Секретные материалы о России")

Эггинк И.Е. Портрет Платона Александровича Зубова, официально титулованный:
"генерал-фельдцейхмейстер, над фортификациями генерал-директор, над флотом Черноморским, Вознесенской лёгкой конницей и Черноморским казачьим войском главноначальствующий, Её Императорского Величества генерал-адъютант, Кавалергардского корпуса шеф , Екатеринославский, Вознесенский и Таврический генерал-губернатор, Государственной Военной коллегии член, Императорского Воспитательного дома почётный благотворитель, Императорской Академии художеств почётный любитель и орденов российских Св. Апостола Андрея, Св. Александра Невского, Св. равноапостольного князя Владимира I степени, королевских прусских Чёрного и Красного Орла, польских Белого Орла и Св. Станислава и великокняжеского голштинского Св. Анны кавалер."
(Гатчинский музей-заповедник)

В 1789 году, после того как попал в спальню императрицы, Платон Зубов был назначен флигель-адъютантом, затем полковником и стал быстро подвигаться по службе. 3 октября 1789 года Зубов получил назначение корнетом Кавалергардского корпуса с производством в генерал-майоры, 3 февраля 1790 года ему пожалован орден Св. Анны, в июле 1790 года — прусские ордена Чёрного и Красного Орлов и польские Белого Орла и Св. Станислава, 8 сентября 1790 года — орден Св. Александра Невского, 12 марта 1792 года произведён в генерал-поручики и назначен Ее Императорского Величества генерал-адъютантом. 23 июля 1793 года награжден портретом императрицы и орденом Св. Андрея Первозванного, 25 июля 1793 года назначен Екатеринославским и Таврическим генерал-губернатором, 19 октября 1793 года — генерал-фельдцейхмейстером и над фортификациями генерал-директором, 21 октября 1793 года — шефом Кавалергардского корпуса, 1 января 1795 года ему пожалован орден Св. Владимира I степени.  В 1796 году ему поручается начальство над Черноморским флотом. В последний год царствования Екатерины он сосредоточивает в своих руках до 13 должностей по высшему управлению империи. В 1793 году Платон Александрович возводится в графское достоинство вместе со всей фамилией; в 1794 году становится светлейшим князем Римской империи. В одних только бывших польских областях он получает до 13 тысяч душ, с ежегодным доходом в 100 тысяч рублей. После аннексии Курляндского герцогства, Зубову был пожалован герцогский дворец Руэнталь (Рундальский дворец), построенный Растрелли.
_____________
После смерти императрицы на некоторое время ее последний фаворит был обласкан императором Павлом I, затем уволен с 36-ти занимаемых им должностей и отправлен за границу. Но Платону Зубову все же удается вернуться на Родину и стать одним из тех, кто принял участие в заговоре и убийстве императора Павла I. Новый правитель - император Александр I - постепенно удалял от себя всех участников гибели своего отца, в том числе и Платона Зубова. После войны 1812 года последний фаворит Екатерины II поселился в имении Янишки (Виленской губернии). П. А. Зубов скончался в замке Руэнталь, в Курляндии, 7 апреля 1822 г. и был погребен в Сергиевой пустыни, близ Петербурга, в склепе под церковью Инвалидного дома. После революции, в 1923 году, склеп был разрушен, а прах фаворита (и еще 27 фамильных погребений рода Зубовых) был развеян на дороге "революционным людом", так мстившим мертвым за свою якобы неудавшуюся жизнь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий