четверг, 12 января 2017 г.

Последняя из рода Скавронских

Эрмитаж, Русский музей, Третьяковка, Музей изящных искусств, музеи Подольска, Тулы, Екатеринбурга и еще много много по всей России и миру. Картины... портреты, бытовые сцены, баталии. Часто ходим мы по залам музеев, смотрим, любуемся. Красиво, изящно, художники старались, но... картины в большинстве случаев с нами "не разговаривают"! Мы ничего не можем сказать о тех, кто на них изображен, кто это, что связывает художника с тем или иным персонажем. Почему и зачем он его изобразил...

К.Брюллов Последний день Помпеи

***
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Так писал о картине Карла Брюллова
"Последний день Помпеи" А.С. Пушкин.

Первые зрители увидели картину в середине 1833 года. Сказать "успех" недостаточно для характеристики отношения к его картине. Налицо было нечто большее — картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". Брюллов сделался самым известным человеком в Италии. В 1834 году "Последний день Помпеи" был выставлен в парижском Салоне. Французская Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль.

Вот такая картина... Но может быть ее бы и не было, если бы не женщина рядом с художником в его жизни. Она запечатлена на этой картине... целых три раза!!! Это графиня Юлия Павловна Самойлова: смертельно бледное лицо молодой матери, прикрывающей своим телом маленького сына - это она; помпеянка с двумя дочерьми, прижавшимися к ней - это она; в левом углу наверху молодой художник и девушка - это она и сам художник... На этот счет есть интересная цитата из Н.В.Гоголя из его статьи "Последний день Помпеи", которую вполне можно отнести ко всем женским портретам работы Карла Брюллова: "Женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, - прекрасная как женщина".


 
 Фрагменты картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи" 

Свое происхождение она вела от самой Екатерины I – её дедом был знаменитый меломан граф П.М.Скавронский, внучатый племянник царицы, женатый на Е.В.Энгельгардт, племяннице всесильного Потемкина; дед по отцовской линии П. А. Пален участвовал в заговоре и убийстве Павла I . Происхождение позволяло Юлии Павловне, вызывающим образом игнорировавшей придворный этикет и условности света, пренебрегать выговорами Николая I, которого шокировало поведение «последней из рода Скавронских». Может быть потому, что она чувствовала свою женскую силу? Силу красоты и обольщения: по некоторым версиям у нее был непродолжительный роман с императором Александром I, а настойчивые ухаживания второго императора - Николая I она решительно отвергала...

Покинув Россию, графиня обосновалась в Милане, откуда происходил её дед граф Джулио Литта, второй муж бабки по матери. Итальянский аристократ Литта, которого в Петербурге очень часто именовали Юлием Помпеевичем, был на русской службе со времён Екатерины II, а после служил ещё трём русским императорам. Граф закончил свои дни под петербургским небом, оставив несметные богатства, нажитые в России и сохранённые в Италии, своей внучке Юлии Павловне Самойловой, которую он, как свидетельствуют современники, очень любил. Так графиня сделалась обладательницей роскошных дворцов и вилл в Милане и его окрестностях, где она задавала богатейшие приёмы, собиравшие весь цвет итальянской и русской интеллигенции и знати.

Карл Павлович Брюллов Автопортрет 1833

Вместе с состоянием Юлия Помпеевича внучке перешёл и его архив, а также художественная коллекция. В коллекцию, помимо шедевров Возрождения , входили и произведения русского искусства, в том числе портреты графа Литта, написанные Орестром Кипренским и Карлом Брюлловым. Графиня Юлия Самойлова всегда хранила в своём миланском доме большое число работ своего любимого художника Карла Брюллова, среди которых было много её портретов акварелью и маслом, написанных живописцем в течении их почти двадцатилетнего знакомства.

Карл Брюллов Портрет Ю.П.Самойловой с Джованни Паччини и арапчонком

Карл Брюллов Портрет Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала
 с приемной дочерью Амалией

В семье Брюллова сохранилось предание, что Юлия и Карл решили пожениться. Её письма к "Бришке", как она его ласково называла, проникнуты нежностью, заботой и любовью, что проясняет характер их отношений. "Люблю тебя, обожаю, как выразить нельзя, - пишет она ему в очередном письме, - я тебе предана и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня самая драгоценная вещь на свете".

Что помешало им обоим сделать это, ведь графиня Юлия Павловна была единственною настоящей любовью художника на протяжении всей его жизни? Судьба развела их, и они больше не встретились.

23 июня 1852 года в селении Манциано, в семье своего преданного друга А. Титтони, Карл Брюллов , приехавший в Италию для лечения застарелого ревматизма сердца, скончался после внезапного жестокого приступа. Похоронен на кладбище Монте – Тестаччо, под Римом. Графиня Юлия Павловна Самойлова пережила своего гениального Возлюбленного на долгие 23 года.

Умерла она в Париже, 14 марта 1875 года. Похоронена на кладбище Пер – Лашез. В годы нужды и разорения Юлия Павловна категорически отказалась продать принадлежащие ей картины кисти К. Брюллова. Судьбою их распорядились уже потомки графини – дальние родственники, живущие до сих пор в Италии, на родовой вилле Пален – Литта, Кампо, под Римом.


***
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Это стихотворение Александр Сергеевич Пушкин
 посвятил Юлии Павловне Самойловой..

Комментариев нет:

Отправить комментарий