В 1934 году на экраны кинотеатров Европы и Америки выходит новый фильм о русской истории, снятый в Великобритании - The Rise of Catherine the Great (Возвышение Екатерины Великой). Звездный актерский состав фильма, историческая тема, сценарий, создававший при участии Эриха-Марии Ремарка - все это должно было обеспечить фильму грандиозный успех. Так и было: костюмно-исторический фильм об Екатерине Великой, был признан в США одним из 10 лучших фильмов в истории Голливуда и актриса, сыгравшая главную роль, даже номинировалась на премию "Оскар".
Элизабет Бергнер в роли Екатерины
в фильме "Возвышение Екатерины Великой" 1934
Однако, как и в большинстве иностранных кинопостановок о России, в этом английском фильме мало реальной истории, но много клубнички и пикантных сомнительных моментов. Советская "Литературная газета" в номере от 10 февраля 1934 года даже откликнулась крошечной заметкой на этот киношедевр и назвала его немного и немало, как "развесистой клюквой". Кроме того этот фильм стал, наверно, еще и таким популярным потому, что вызвал большой международный скандал...
Постер к фильму "Возвышение Екатерины Великой" 1934
Режиссер фильма: Пауль Циннер
Продюсер: Александр Корда
Жанр: драма, биография
В ролях: Дуглас Фербенкс мл., Элизабет Бергнер, Флора Робсон, Джералд Ду Морье, Ирен Ванбруг, Джоан Гарднер, Дороти Хейл, Диана Напье, Гриффит Джонс, Гибб МакЛафлин
Краткое содержание фильма, которое можно встретить на многочисленных киносайтах Интернета: "В 1744 году немецкая принцесса Фредерика Ангальт-Цербстская прибывает в Россию, чтобы выйти замуж за наследника престола Петра. Он изначально симпатичен ей. Здесь она принимает православную веру и получает новое имя - Екатерина. Однако странные манеры ее мужа, его непредсказуемость постепенно отдаляют их друг от друга, и Петр находит утешение на стороне. А приход Петра на престол и вовсе раскрывает самые плохие его качества, и Екатерине не остается ничего кроме, как взять власть в свои руки с помощью офицеров гвардии."
Съемочная группа фильма "Возвышение Екатерины Великой" 1934
Как видим сюжет весьма простой и заезженный уже даже для тех времен, просто можно сказать хрестоматийный, казалось бы так и надо было снимать. Сняли, напихав много странных кадров о России и русском быте, армии тех времен и вставили песни и музыку, которых еще не было при Екатерине Великой. Но Бог с ними, лучше о скандале, который вдруг возник в Германии на почве этого фильма.
Флора Робсон в роли императрицы Елизаветы Петровны
в фильме "Возвышение Екатерины Великой" 1934
Все связано с исполнительницей главной роли Екатерины в этом фильме - с Элизабет Бергнер. Талантливейшая актриса по тем временам, вот как о ней писала сама великая Марлен Дитрих в своих "Размышлениях": "Элизабет Бергнер – идол тысяч и мой кумир тех давних лет... Как я уже говорила, она была добра к нам, начинающим, но все равно я всегда робела перед ней. Появление Бергнер в Берлине в конце 1920 года стало величайшей сенсацией. Она была признана королевой европейских сцен, той, которую «часто копировали, но чьего совершенства никогда не достигали». Она была подобна духу – просто «Бергнер». Короткие волосы и «локон Бергнер» на лбу – это была мода того времени. Она говорила по-немецки в своей собственной манере – акцент на неожиданном слоге. Она играла с публикой, очаровывала, околдовывала ее до одурманивания."
Элизабет Бергнер в роли Екатерины
в фильме "Возвышение Екатерины Великой" 1934
Вот этот-то кумир и стал причиной скандала и интереса к фильму. Всему виной происхождение актрисы: Элизабет Бергнер родилась в Галиции, на Львовщине, и была по национальности немецкой еврейкой, до 1933 года жила в Германии. После прихода к власти Гитлера, актриса решила остаться в Лондоне. Этого ей и не смогли простить нацисты. Берлинская премьера английского фильма "Екатерина Великая" с Элизабет Берґнер в главной роли вызвала международный скандал. Билеты на фильм были распроданы в Берлине на много недель вперед, и фильм сначала прошел цензуру министерства пропаганды. Однако вмешался министр пропаганды Геббельс, опубликовав в газете "Фелькишер беобахтер" замечание о том, что негоже допускать на экраны и в театры Германии "неарийцев", которые сбежали за границу. Его поддержал в той же газете спустя некоторое время и Альфред Розенберг: "Попытка представить в Берлине еврейскую эмигрантку, особенно такую, как Элизабет Берґнер, и заработать на этом немецкие деньги, есть антихудожественный прием, против которого мы должны восстать". Толпа нацистов ждала первых зрителей у центрального кинотеатра Берлина. Первая демонстрация картины состоялась только с помощью полиции. Перед вторым показом у кинотеатра собралась разъяренная толпа. Когда берлинская элита, а также британский посол, пытались пробиться внутрь кинотеатра, толпа начала скандировать: "Мы не хотим Бергнер! Мы не хотим еврейских актрис!". Яйца полетели в афишу и в здание театра. К концу сеанса полиции пришлось окружить кинотеатр, чтобы позволить зрителям выбраться из зала. На следующий день картина была запрещена, разразился международный скандал. Что впрочем подогрело интерес к фильму и к самой Элизабет Бергнер...
Дуглас Фербенкс мл. в роли Петра III
в фильме "Возвышение Екатерины Великой" 1934
Вот так "Возвышение Екатерины Великой" способствовало еще большему международному возвышению Элизабет Бергнер, той, что всего лишь сыграла главную роль в кинофильме. Одна история породила другую историю...
Комментариев нет:
Отправить комментарий