Фавориты и фаворитки - особая каста при сильных мира сего. Кто-то из них был по-настоящему предан "без лести" своему покровителю, кто-то наоборот извлекал выгоду для себя лично и в удобный момент предавал своего господина. История Дома Романовых знает множество имен фаворитов, таковые были и у последней царской четы - Григорий Ефимович Распутин и Анна Александровна Вырубова. Две весьма неоднозначные личности, которые сыграли так или иначе весьма важную роль в том, что народ России, придворные и родные Николая II, все беды государства списывали именно на вредное влияние этих двух особ.
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
А.С.Грибоедов "Горе от ума"
Анна Александровна Вырубова с императрицей Александрой Федоровной
Анна Александровна Вырубова, урожденная Танеева - дворянка, состоявшая в прямом родстве с полководцем Михаилом Илларионовичем Кутузовым, дочь статс-секретаря и главного управляющего канцелярии Николая II, племянница известного русского композитора Сергея Танеева, фрейлина императрицы Александры Федоровны, волею случая ставшая ее самой близкой подругой и фактически фавориткой. Личность Анны Вырубовой до сих пор вызывает ожесточенные споры, ей приписывают невероятное влияние на императрицу и даже на императора Николая II, пишут о ее любовной нездоровой связи со "старцем" Григорием Распутиным, шпионаже в пользу Германии и даже сочиняют от её лица мемуары... Забавный факт, но даже большевикам надо было уже в советской России заниматься Вырубовой, так их беспокоила личность этой подруги императрицы. Пожалуй ни один более важный политический деятель того времени не удостоился такой чести, что его "воспоминания" о царской семье были опубликованы в прессе и потом бурно и широко обсуждались культурной общественностью страны.
Политические игры вокруг Вырубовой продолжались довольно долго, хотя всю ее биографию можно уместить на поллиста и ничего особенного и сверхвыдающегося в ней читатель не найдет. Так, обычная женская жизнь при дворе императрицы: посиделки, сплетни, интриги, разговоры, поездки на отдых. Однако большевики почему-то "создали" весьма успешный фейк и даже дали народу с ним ознакомиться, что было весьма странным для того времени. Ведь упоминание Романовых или причастность к ним часто карались или ссылкой в Сибирь, или же вообще расстрелом.
Анна Вырубова с императрицей Александрой Федоровной
Сама Анна Вырубова прошла через тюрьмы: в общей сложности ее арестовывали пять раз, как при Керенском, так и потом при большевиках. Матросы и солдаты, охранявшие казематы, издевались над ней, плевали в лицо, называли царской подстилкой... Но каждый раз ее выпускали, т.к. не находили достаточных оснований для обвинений в ее адрес. Вырубовой даже пришлось пройти через унизительную для женщины процедуру: летом 1917 года медицинская комиссия Временного правительства осматривала ее на предмет нарушения девственной плевы и бывших у нее интимных связей с мужчинами. И оказалось, что Вырубова - девственница! Однако даже эта пикантная подробность не смогла убедить "политических фальсификаторов" и в 1927 году они выпустили в свет произведение с названием "Фрейлина Ея Величества. Интимный дневник и воспоминания А.Вырубовой", которое первоначально увидело свет в приложении к "Красной газете" на страницах журнала "Минувшие дни", а потом даже было издано в Риге в 1928 году отдельным изданием. При этом стоит упомянуть, что бежавшая в Финляндию в 1920 году Анна Вырубова, в 1923 году выпустила свою книгу воспоминаний "Страницы моей жизни", но о ней, конечно, в России читателям не сообщили.
Анна Вырубова в сиреневой комнате императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце Царского Села
Небольшой кусочек из советского интимного дневника Анны Вырубовой, приведенный ниже дает представление о том, каким языком и о чем якобы "писала" фрейлина императрицы Александры Федоровны (по тексту: Папа - император Николай II, Мама - императрица Александра Федоровна).
"Мне от него не надо ласк, это мне отвратительно, а мне говорят:
— Папа приходит к тебе не просто так.
После его ласк я два дня не могу двинуться. Никто не знал, какие они дикие и зловонные. Я думаю, если бы он был просто…. ни одна женщина не отдалась бы ему по любви. Такие как он, кидаются на женщину только пьяными. Он в это время бывает отвратителен. Он сам говорил мне:
— Кода я не пьян, я не могу… Особенно с Мамой.
В нем много тоски. Когда он печален, глаза у него жалостные, он точно мученик. Тогда я смотрю на него и говорю:
— Уходи… уходи… уходи! Ты не сумеешь довести дела до конца!… Уходи… уходи… уходи!
Говорю это — и знаю, что ему некуда уйти: живого царя не отпустят.
Он это понимает.
Когда он бывает у меня, говорит:
— Одну я любил… Одну ласкал по-настоящему — мою канарейку (так называет он Кшесинскую), а другие — что? Другие все одинаковы… Брыкаются, как суки...
Много гадкого и много страшного рассказывает Папа. Я знаю — говорят, что он очень жесток, но он не жесток, он скорее сумасшедший, и то не всегда — временами. В нем много непонятной жестокости. Точно хищный зверь. Он и с женщиной обращается, как дикий зверь."
Ничего не напоминает? По стилю, по языку, даже по эпизоду из одной весьма известной и популярной до сих пор книги русской советской литературы, экранизированной даже? Во всяком случае легко возникают ассоциации с "Хождением по мукам" Алексея Толстого. Именно "красного графа" и называют автором "интимного дневника" Анны Вырубовой в соавторстве с историком Павлом Щеголевым... Какие имена! К ним в компанию еще якобы просился и А.М. Горький, желавший переиздать книгу.
Аннв Вырубова с дочерьми Николая II
Анна Вырубова с Великой княжной Ольгой Николаевной 1915
Все средства видимо хороши, чтобы испачкать и царскую семью, и фрейлину, которая была всего лишь подругой императрицы и ничего, кроме головной боли и увечий от этого не имела. В 1915 году Анна Вырубова, по одной из версий в результате покушения на нее, попала в железнодорожную катастрофу и стала полуинвалидом - всю оставшуюся жизнь ходила с трудом с палочкой и костылями. В качестве компенсации железная дорога выплатила ей 80 тысяч рублей и еще пожертвовал 10 тысяч император Николай II. Вот и все фактически ее богатства и корысть, которые она в благотворительных целях потратила на обустройство госпиталя для инвалидов Первой мировой войны. Однако ее считали очень богатой и чуть ли не разграбившей казну России.
Императрица Александра Федоровна и Анна Вырубова
(они даже фотографировались в одинаковых позах)
"Я лично никаких денег от Государыни не получала и часто бывала в тяжелом положении. Я получала от родителей 400 рублей в месяц. За дачу платили 2000 рублей в год. Я должна была платить жалование прислуге и одеваться так, как надо было при Дворе, так что у меня никогда не бывало денег. Свитские фрейлины Ее Величества получали 4 тысячи в год на всем готовом. Помню, как брат Государыни, Великий Герцог Гессенский, говорил Государыне, чтобы мне дали официальное место при Дворе: тогда-де разговоры умолкнут, и мне будет легче. Но Государыня отказала, говоря: «Неужели Императрица Всероссийская не имеет права иметь друга! Ведь у императрицы-Матери был друг — княгиня А. А. Оболенская, и Императрица Мария Александровна дружила с госпожой Мальцевой».
Впоследствии министр Двора граф Фредерикс говорил много раз с Ее Величеством о моем тяжелом денежном положении. Сперва Императрица стала мне дарить платья и материи к праздникам; наконец, как-то позвав меня, она сказала, что хочет переговорить со мной о денежном вопросе. Она спросила, сколько я трачу в месяц, но точной цифры я сказать не могла; тогда, взяв карандаш и бумагу, она стала со мной высчитывать: жалованье, кухня, керосин и т. д. Вышло 270 рублей в месяц. Ее Величество написала графу Фредериксу, чтобы ей посылали из Министерства Двора эту сумму, которую и передавала мне каждое первое число. После революции во время обыска нашли эти конверты с надписью «270 рублей» и наличными 25 рублей. После всех толков как были поражены члены Следственной Комиссии. Искали во всех банках и ничего не нашли! Ее Величество последние годы платила 2 тысячи за мою дачу. Единственные деньги, которые я имела, были те 100 000 рублей, которые я получила за увечье от железной дороги. На них я соорудила лазарет. Все думали, что я богата, и каких слез стоило мне отказывать в просьбе о денежной помощи — никто не верил, что у меня ничего нет."
Как же такое можно было узнать советскому читателю? В реальных воспоминаниях Вырубовой много таких фактов, много слов о ее преданности царской семье. И она действительно была ей предана до конца своей жизни, не веря даже в то, что они погибли в Ипатьевском доме. Но это верит ведь близкий друг, бессребреник с чистой душой, а другое дело, когда фальшивки пишут ради денег и собственного благополучия, торгуя честью и своим именем. Биограф "красного графа" Алексей Варламов в работе "Красный шут" приводит такую вот подробность: "Неизвестно, какой гонорар получили Алексей Николаевич с Павлом Елисеевичем за свою ударную работу, но известно, что в 1927 году трудовой граф писал в Берлин Ященке: «За это время мне удалось собрать коллекцию картин европейского значения. Это моя гордость»".
Анна Вырубова
"Но, слава Богу, наша дружба, моя безграничная любовь и преданность Их Величествам победоносно выдержали пробу и, как всякий может усмотреть из позднейших писем Императрицы в том же издании, а еще более из прилагаемых к этой книге, «недоразумение продолжалось недолго, а потом бесследно исчезло» и в дальнейшем глубоко дружественные отношения между мною и Государыней возросли до степени полной несокрушимости, так что уже никакие последующие испытания, ни даже самая смерть — не в силах разлучить нас друг с другом."
Анна Вырубова "Страницы моей жизни"
Анна Вырубова "Страницы моей жизни"
Такие вот загадки русской литературы, только и успевай читать и понимать, что все в этом мире относительно: честь, совесть, дружба, любовь, литература, политика и те средства, которые используют для сокрушения врагов...
Ознакомиться с выше упомянутыми литературными произведениями, сравнить их, можно вот здесь: Дневник и Воспоминания Анны Вырубовой
Комментариев нет:
Отправить комментарий