Как уже упоминалось ранее, образование в семье Романовых было основательным и разносторонним. Эту традицию ввела еще Екатерина II, которая в силу своей мудрости и предусмотрительности, желала видеть своих внуков людьми высококультурными и способными грамотно управлять государством. Конечно, обучение девочек и мальчиков отличалось разными нюансами, так девочек не учили военной стратегии и тактике, они не занимались ружейными приемами и фортификацией, хотя лихо скакали на лошадях и прекрасно разбирались в формах и званиях военных, имея под своим покровительством разнообразные воинские формирования. Но вот изящным искусствам обучались и те и другие в полном объеме, который включал занятия танцами, игру как минимум на одном музыкальном инструменте, освоение навыков рисунка и живописи. Так воспитатель старшего сына Александра III Г.Г. Данилович во всеподданнейшей записке "Об устройстве учебных занятий великого князя Николая Александровича на предстоящий 1877-1878 учебный год" пишет: "Рисование и уроки на фортепиано вводятся с целью развития органов зрения и слуха; по всем вероятиям, занятия по этим предметам откроют впоследствии возможность преследовать в образовании и эстетические цели".
Семья Александра III была довольно многочисленной. Мария Федоровна родила до коронации и официального вступления на престол трех мальчиков и девочку - Николая (1868-1918), будущий император Николай II, Георгия (1871-1899), Ксению (1875-1960), Михаила (1878-1918). Ольга (1882-1960) же, последняя и самая младшая дочь, была "порфирородной", рожденной уже после коронации. На представленной картине Л.Туксена изображена большая семья императрицы Марии Федоровны, в девичестве датской принцессы Дагмары. Персонажей много, нас же интересуют центральные фигуры: в платье с голубой отделкой в центре стоит императрица Мария Федоровна, рядом с ней император Александр III, у ног матери великий князь Михаил Александрович, под ногами на полу с книгой трехлетняя малышка великая княжна Ольга Александровна, за спиной Марии Федоровны двое других сыновей в матросках - великие князья Николай Александрович и Георгий Александрович. Великая княжна Ксения Александровна стоит чуть дальше (девушка с распущенными волосами в бежевом платье с голубым поясом), рядом с неизвестной дамой.
Рисунок и живопись были постоянными предметами в период обучения детей Романовых, а это по два часа в неделю в течение восьми лет. Под руководством опытных преподавателей все, в разной степени, овладевали техникой рисования и живописи. Сам будущий император Александр III обучался рисованию у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Сохранилось несколько очень приятных рисунков августейшей четы.
Императрица Мария Федоровна (датская принцесса Дагмар) любовь к искусству и занятиям живописью унаследовала "от своей матушки королевы датской, которая сама писала очень усердно картины, почему и принцесса Дагмара занималась искусством со своей августейшей родительницей" (А.П.Боголюбов). После восшествия на престол в 1881 году Александр III оставил занятия живописью, сохранив на всю жизнь любовь к искусству.
Все дети Александра III получили хорошее домашнее образование, в рамках которого прошли курс рисования у академика живописи Кирилла Викентьевича Лемоха. По примеру Марии Федоровны, которая часто украшала свои письма легкими акварельными набросками, они иллюстрировали свои письма и дневниковые записи. К именинам, дням рождений и другим праздникам дети дарили родителям свои рисунки с дарственными надписями.
Laurits Regner Tuxen The Family of Christian IX and Queen Louise of Denmark 1885
(Семейство Кристиана IX и королевы Луизы Дании)
Чарльз Бергамаско Портрет Императрицы Марии Федоровны 1890
Неизвестный художник Портрет Александра III 1895
Император Александр III и императрица Мария Федоровна
Рисунок и живопись были постоянными предметами в период обучения детей Романовых, а это по два часа в неделю в течение восьми лет. Под руководством опытных преподавателей все, в разной степени, овладевали техникой рисования и живописи. Сам будущий император Александр III обучался рисованию у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Сохранилось несколько очень приятных рисунков августейшей четы.
Император Александр III Вид на бухту и город
Император Александр III Морской пейзаж 1856
Императрица Мария Федоровна Старое дерево
Императрица Мария Федоровна На берегу моря. Ожидание 1862
Письмо императрицы Марии Федоровны с собственным рисунком (автопортрет), сыну цесаревичу Николаю Александровичу 30 октября 1890
Императрица Мария Федоровна (датская принцесса Дагмар) любовь к искусству и занятиям живописью унаследовала "от своей матушки королевы датской, которая сама писала очень усердно картины, почему и принцесса Дагмара занималась искусством со своей августейшей родительницей" (А.П.Боголюбов). После восшествия на престол в 1881 году Александр III оставил занятия живописью, сохранив на всю жизнь любовь к искусству.
Крамской И. Н. Веер Марии Федоровны с портретами Александра III и их детей Николая, Георгия, Ксении, Михаила и Ольги 1886
Дети императора Александра III и императрицы Марии Федоровны:
Михаил, Ксения, Георгий и наследник Николай (без Ольги) 1886
Император Александр III с семьей в Гатчине
Семейная фотография
Слева направо: цесаревич Николай, великий князь Георгий, императрица Мария Федоровна, великая княжна Ольга, великий князь Михаил, великая княжна Ксения и император Александр III Ливадия, Крым. Май 1893
Все дети Александра III получили хорошее домашнее образование, в рамках которого прошли курс рисования у академика живописи Кирилла Викентьевича Лемоха. По примеру Марии Федоровны, которая часто украшала свои письма легкими акварельными набросками, они иллюстрировали свои письма и дневниковые записи. К именинам, дням рождений и другим праздникам дети дарили родителям свои рисунки с дарственными надписями.
Великий князь Михаил Александрович на уроке рисования
Великий князь Михаил Александрович Старый дом 1890
Цесаревич Николай Александрович Горный пейзаж 1886
Великая княжна Ксения Александровна Девочка с сумкой и плащем
Самой увлеченной ученицей К.В. Лемоха оказалась младшая дочь императора - Ольга Александровна. Она вспоминала: "Мне разрешили держать в руках карандаш даже на уроках географии и арифметики. Я лучше усваивала услышанное, если рисовала колосок или какие-нибудь полевые цветы".
Великая княжна Ольга Александровна с мольбертом 1900
Великая княжна Ольга Александровна Ребенок, найденный в лесу 1902
Великая княжна Ольга Александровна Маки
Великая княжна Ольга Александровна Земляника
Великая княжна Ольга Александровна Зимний пейзаж с церковью
Увлечению живописи великая княгиня осталась верна до конца жизни, это станет, кроме того, ее дополнительным куском хлеба во время трудной эмиграции. Другие работы Великой княгини Ольги Александровны можно посмотреть вот здесь в блоге: Великая княгиня Ольга Александровна
Комментариев нет:
Отправить комментарий