вторник, 2 апреля 2013 г.

Михаил Рундальцов - императоры, современники и злодеи

Художник Михаил Викторович Рундальцов известен и неизвестен в нашей стране. Родившиеся и выросшие в СССР наверняка видели его Ильича - вождя мирового пролетариата с хитрым прищуром глаз - то на марках, то на плакатах. Но имя художника вряд ли кому-то из нас было известно. Причиной тому скорее всего был необычный творческий путь художника и его последующая жизнь после того, как он изобразил В.И. Ленина на одном из своих рисунков. Жизнь в России вообще вещь непредсказуемая: сегодня ты рисуешь императора, а завтра уже злодея, который не возражал против того, чтобы императора не стало на свете... Очередная карта судьбы.
 
Рундальцов М.В. Его императорское Величество Государь Император Николай Александрович
 
Основное направление изобразительного искусства, в котором работал М.В.Рундальцов - литографии и офорты. Что-то он рисовал сам и потом делал отпечатки, что-то воспроизведено им с фотографий и картин известных художников. В начале ХХ века очень популярны были почтовые открытки, выполненные этим гравером, в частности такие серии как  "Виды Санкт-Петербурга", "Портреты российских императоров" или просто рождественские. Кроме того работы Рундальцова можно было увидеть в качестве иллюстраций в различных художественных журналах того времени. В настоящее время в России находится порядка 300 его работ, однако вот только имя художника-гравера совсем даже и не на слуху... и найти его литографии оказалось не так уж и просто. Представленные ниже изображения собирались весьма долго и фактически по всей всемирной паутине. Это не только Романовы, это и современники Романовых, великие современники...


Рундальцов М.В. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского
 
Рундальцов М.В. Портрет В.С. Соловьева
 
Рундальцов М.В.  Портрет А.С. Пушкина с портретами-ремарками О.А. Кипренского и П.А. Ефремова 1903
 
Рундальцов М.В. Портрет А.С. Пушкина с портрета О.А. Кипренского
 
Рундальцов М.В. Портрет К. Т. Солдатенкова,1902
 
Рундальцов М.В. Портрет И.С. Тургенева 1905
 
Рундальцов М.В. Портрет А.Г. Рубинштейна
 
Рундальцов М.В. Портреты И.Гофмана и Ф.Шопена с автографами
 
Краткая биографическая справка. Рундальцов (в другом написании Рундальцев) Михаил Викторович родился 19 (7 по старому стилю) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге в семье медальера (художника-резчик медалей и выпуклых художественных работ вообще). В 1887 году юноша был зачислен вольнослушателем в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге. Его учителем стал великий гравер В. В. Матэ. Во время обучения принимал участие в ученических выставках и получил ряд премий. В 1892 году однако из училища ушел. В 1895 получил должность художника-гравера в Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге. В 1902 и 1906 был командирован ИАХ за границу для совершенствования в технике офорта. 1905 по ходатайству Матэ был удостоен звания академика. Создал множество гравированных портретов деятелей русской культуры (А. С. Пушкина с оригиналов О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, 1890-е; А. Г. Рубинштейна с оригинала И. Е. Репина, 1895; Л. Н. Толстого, 1890-е; К. Т. Солдатенкова, 1902; Г. И. Семирадского, 1904; И. С. Тургенева, 1905; М. А. Зичи, 1910), представителей дворянства и членов императорской семьи. Исполнял гравированные копии с картин Эрмитажа, Русского музея императора Александра III, занимался экслибрисом.  В 1917 году исполнил портрет А. Ф. Керенского, в 1919 – В. И. Ленина (по фотографии М. С. Наппельбаума; офорт предназначался для тиражирования).  В 1920 выехал в Таллин, затем перебрался в США и поселился в Майами-Бич.  В США Рундальцов стал профессором гравюры в Институте объединенных искусств, основанном в Нью-Йорке Н. К. Рерихом. В 1930 переехал в Париж. Умер 2 ноября 1935 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
 
Рундальцов М.В. Портрет императора Николая II 1916
 
Рундальцов М.В. Портрет императора Николая II  с  портрета художника В.А. Серова с портретом-ремаркой цесаревича Алексея
 
Рундальцов М.В. Цесаревич Алексей
 Рундальцов М.В. Два портрета цесаревича Алексея с портретами-ремарками его сестер
 
Рундальцов М.В. Портрет Великого князя Сергея Александровича
 
Рундальцов М.В. Портрет Великого князя Константина Константиновича
 
 Рундальцов М.В. Портрет императора Николая II
 
Рундальцов М.В. Открытка с изображением Петра Великого
 
Рундальцов М.В. Открытка с изображением Петра III
 
Рундальцов М.В. Открытка с изображением Петра II
 
Гравер и академик Иван Павлов в книге "Моя жизнь и встречи"( Москва, 1949 год, "Искусство") посвятил художнику Рундальцову несколько глав. Едкое иногда описание, но дающее нам представление о том, каким  был человеком Михаил Викторович  и как получил некоторые свои заказы.
"Находясь в общежитии Штиглица, я сблизился также с семейством Рундальцевых. Знакомство и общение с этой замечательной семьей было, пожалуй, самым светлым началом за весь период моего учения. С сыном Рундальцевых Мишей, ставшим позднее известнейшим офортистом, мы вместе учились по классу гравюры.
Жили Рундальцевы в том же доме, где помещалось и наше общежитие, только они квартировали в первом этаже, мы же находились в седьмом. Познакомившись через Мишу с ого отцом, я скоро стал у них как бы родным человеком. Почти каждую субботу у Рундальцевых бывали вечера, на которые приглашалась молодежь. Время текло непринужденно и весело; вечера всегда сопровождались музыкой и пением. Все чувствовали себя как дома. Семья Рундальцевых состояла из отца Миши, его матери, брата Виктора и двух сестер - Надежды и Елены.
...Михаил Викторович Рундальцев был у Штиглица вольнослушателем. Именно эта категория учеников давала самое большое число дарований. В училище Михаил увлекался деревянной гравюрой и офортом и делал большие успехи. Окончив школу, Рундальцев уехал работать гравером, и художником в Сибирь, в издательство известного книгоиздателя П. И. Макушина, а возвратившись в Петербург, поступил в Экспедицию заготовления государственных бумаг. Попасть туда было чрезвычайно трудно: двери этого заведения раскрывались или перед людьми с. высокими связями, или с особыми талантами.
Рундальцев пришелся не ко двору заведующему художественной печатью Франку, боявшемуся конкурентов, и скоро должен был уйти из Экспедиции, сделав там единственный офорт - портрет композитора А. Рубинштейна.
Рундальцев обладал барскими замашками, и рядовая жизнь гравера-офортиста его никогда. не устроила бы. В великосветском Петербурге он хотел быть видным и своим для верхов человеком. По уходе из Экспедиции Михаил Викторович занялся частными заказами, главным образом выгодными портретами; сделал он также офорты Пушкина и Толстого, из них последний особенно замечателен по своему художественному выполнению. Работал он также по заказам издательства Фельтен. В то же время Михаил Викторович усиленно, но безуспешно, добивался получения звания академика.
Тогда Рундальцев достиг успеха другим способом. Через бульенщиков он ухитрился сделать портрет с Николая II и был представлен ко двору. Николаю понравилась работа Михаила Викторовича, и в награду он подарил ему перстень. Это решило все, и мания величия продолжалась у Рундальцева до самой революции.
Через несколько лет после нашей разлуки я, приехав в Петербург, решил непременно повидать своего собрата по училищу Штиглица. Рундальцев жил на Литейном проспекте, рядом с домом Победоносцева, и занимал роскошную квартиру.
- Они спят,- сказала мне горничная, когда я позвонил и спросил Михаила Викторовича.
Мне пришлось сказать, что я через несколько часов уезжаю.
- Хорошо, я передам ему.
Выбежала дочка Рундальцева и засыпала меня расспросами о Москве. Она, оказывается, знала меня по рассказам в семействе отца.  Так продолжалось целых полтора часа. Это меня возмутило.
- Скажите же папе,- обратился я к дочери,- я ухожу, так как мне сегодня надо уезжать.
Наконец является сам, в каком-то необычайном костюме, выхоленный, и довольно высокомерно здоровается со мной:  - Слушайте, Иван Николаевич, я раньше двух часов не встаю. А вы хвать ко мне в двенадцать... Я, знаете, своим привычкам не изменяю.
...После Великой социалистической революции Рундальцев эмигрировал за границу, попал вначале в Париж, а потом перебрался в Америку - за миллионами. В капиталистическом мире он нашел окончательное применение своей страсти наживы. Талант Рундальцева стал чужим для граждан родной страны."
___________
Ну и в заключении то, что так знакомо многим с детства - "добрый" дедушка Ленин. Этот портрет на марке в свое время знал каждый ребенок и взрослый. А вот имя художника не было известно никому...
 
 
Рундальцов М.В. Портрет В.И. Ленина с портретом-ремаркой К. Маркса и почтовая марка, созданная на основе этого офорта

5 комментариев:

  1. В штатах Рундальцов написал портрет президента Уоррена Гартинга (1923) и несколько портретов крупнейших политиков и членов их семей (внучка Рузвельта). Я видел на сайте библиотеки конгресса фотографию Рундальцова с портретом Гартинга. Поэтому не удивился, когда узнал, что под руководством Рериха он создал графику тыльной стороны одной из самых знаменитых купюр достоинством 1 доллар.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас за столь интересные факты. Подкинули мне тему для дальнейшего исследования. Буду теперь рыть "землю", искать то, о чем Вы мне сообщили!

      Удалить
  2. Вы уверены, что автором данного поста являетесь Вы, а не Leonsija.
    Уж чего вам дальнейше исследовать, не пойму.
    Богданов В.И.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы видимо увидели только этот материал и сделали выводы.
      Однако, хотя бы просмотрев блог, смогли бы увидеть, что 90% материалов именно Leonsiji.
      Т.к. она и я - одно и тоже лицо! Блог на Лиру мной был закрыт из-за того, что сервис убивает спустя время многие материалы, а во-вторых, кулинарно-вязальному сообществу плевать глубоко на подобные темы!

      Удалить
  3. И, спасибо!! Ваш материал показался мне очень интересным.
    М.Романова

    ОтветитьУдалить