суббота, 27 апреля 2013 г.

Фаберже и Романовы

В канун Пасхи обычно возрастает интерес к творчеству ювелиров фирмы Карла Фаберже и связан он в основном со знаменитыми пасхальными яйцами с сюрпризами, которые по традиции выполнялись к Пасхе для подарков членам императорской семьи. Всего яиц было сделано 50 (по другим сведениям 54). Материалы были самые разнообразные: золото, серебро, хрусталь и даже сталь. Из стали было сделано яйцо, носящее название "Военное", как раз на Пасху 1916 года в самый разгар Первой мировой войны. Последнее яйцо было сделано из карельской березы в 1918 году, в то время когда царская семья уже томилась под арестом в Царском Селе. Яйцо так и и не дошло до адресатов, Керенский не дал разрешения Карлу Фаберже передать подарок узникам.
 
Перевышко А.И. Kарл Фаберже вручает "Ледяное яйцо" императору Николаю II в присутствии Александры Федоровны и цесаревича Алексея 2001
 
Свою фирму Карл Густавович Фаберже, получил во владение из рук своего отца в 1872 году (сам год основания фирмы 1842). Благодаря умелому руководству и подбору персонала, а в фирме трудились лучшие мастера-ювелиры России и Европы, изделия Фаберже становятся необыкновенно популярными и пользуются бешеным спросом.


Яйцо "Петушок" Золото, финифть, бриллианты 1900 Поющие часы с выскакивающим заводным петушком.

Яйцо-часы с синей змеей - 1895 год, стало первым из императорских яи Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марие Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании "Яйца герцогини Мальборо" в 1902 году. Находится в собственности князя Монако Альбера II.
Яйцо герцогини Мальборо с часами Золото, бриллианты, чеканка, полудрагоценные камни

Фирма Фаберже Пасхальное яйцо с моделью памятника Александру III на коне 1910

Среди покупателей русский императорский дом, императорские дома Европы и широкие массы потребителей. И связано это было с тем, что ассортимент изделий был, что называется на любой вкус и кошелек: от уникальных, выпущенных в единственном экземпляре, до массовой продукции. Это были всевозможные украшения, серебряная столовая и декоративная утварь, рамки для фотографий (тогда в моду стали входить фотопортерты), драгоценные галантерейные безделушки, камнерезная пластика (скульптурки животных из полудрагоценных камней). Итогом всего это стало то, что Карл Фаберже был признан "величайшим художником" рубежа ХIХ-ХХ столетий и был удостоен ордена Почетного Легиона (высшей награды Франции) после Всемирной выставки 1900 года в Париже.
Рамка для фотографий Эмаль, серебро 1908

Брошь в виде сердца с веткой омелы Золото, сапфиры, алмазы 1900
Настольные часы в стиле модерн Слоновая кость, эмаль, жемчуг 1910
(Из коллекции королевы Италии Елены (1873-1952), крестницы императора Александра III)
 
Перевышко А.И. Карл Фаберже
 
Перевышко А.И. На выставке Карла Фаберже в Петербурге 2000

Фирма Фаберже Пасхальное яйцо "Александровский дворец"

Судьба императорских пасхальных яиц мастерской Фаберже
 (данные на конец 2005 года)

Название, описание
Год изготовления
Для кого изготовлено
Местонахождение
1Яйцо с золотой курочкой внутри, в которой находятся миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яйцо-подвеска1886Мария ФедоровнаФонд "Связь времен"
2"Курица, вынимающая сапфировое яйцо из корзинки"1886Мария ФедоровнаНеизвестно
3Яйцо-часы голубое со змеей1887Мария ФедоровнаКоллекция князя Ренье III (Монако)
4"Херувим, везущий колесницу с яйцом"1888Мария ФедоровнаНеизвестно
5Яйцо-несессер1889Мария ФедоровнаМестонахождение неизвестно
6"Датские дворцы"1890Мария ФедоровнаФонд Матильды Геддингс Грей, Нью-Орлеан (США)
7"Память Азова". В футляре — миниатюрная копия корабля, на котором плавал великий князь Николай Александрович1891Мария ФедоровнаМузеи Московского Кремля
8"Бриллиантовая сетка". Яйцо на подставке в виде трех херувимов в оригинальном футляре, внутри сюрприз — заводной слоник (подставка и сюрприз ныне утрачены)1892Мария ФедоровнаАнонимная частная коллекция в США
9Кавказское яйцо1893Мария ФедоровнаМузей искусств, Нью-Орлеан (США)
10Ренессансное яйцо. Лежащее на боку яйцо в виде раскрывающейся раковины. Последний подарок Александра III жене1894Мария ФедоровнаФонд "Связь времен"
11Яйцо с монограммами1895Мария ФедоровнаМузей Хиллвуд, Вашингтон (США)
12Яйцо с бутоном розы. Мастер Михаил Перхин. Эмалированное яйцо-футляр с бархатным дном и сюрпризом в виде розы. В ней был утраченный теперь сюрприз — копия императорской короны. Первый подарок Николая II жене1895Александра ФедоровнаФонд "Связь времен"
13"Александр III"1896Мария ФедоровнаМестонахождение неизвестно
14Яйцо с вращающимися миниатюрами. Прозрачное хрустальное яйцо, внутри — две миниатюры работы Иоганна Цейнграфа на золотой оси1896Александра ФедоровнаМузей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)
15Яйцо с тремя миниатюрами1897Мария ФедоровнаФонд "Связь времен"
16"Коронационное". Мастер Михаил Перхин. Футляр из золота и черной эмали (цвета императорской мантии) с сюрпризом — моделью кареты, в которой Александра Федоровна ехала на коронацию. Внутри кареты первоначально находилось утраченное ныне яйцо-подвеска1897Александра ФедоровнаФонд "Связь времен"
17"Пеликан"1897Мария ФедоровнаМузей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)
18"Ландыши". Мастер Михаил Перхин. Одно из немногих яиц в стиле модерн. Корпус с розовой эмалью гильоше окружен ландышами (любимые цветы императрицы). Сюрприз — три портретных медальона (Николая II и двух дочерей) работы Иоганна Цейнграфа. Портреты появляются из верхней части яйца при нажатии жемчужной кнопки1898Александра ФедоровнаФонд "Связь времен"
19"Анютины глазки"1899Мария ФедоровнаЧастная коллекция, США
20Яйцо-часы с букетом лилий. Мастерская Михаила Перхина. Золотое яйцо в стиле Людовика XVI с эмалевым циферблатом увенчано агатовыми лилиями и золотыми розами. Внутри — сюрприз в виде бутона чайной розы с миниатюрной короной1899Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
21"Петушок"1900Мария ФедоровнаФонд "Связь времен"
22"Сибирский поезд". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо лежит на ониксовом основании с тремя позолоченными грифонами, увенчано двуглавым орлом. На серебряных стенках выгравирована карта России. Внутри — копия транссибирского экспресса1900Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
23"Гатчина"1901Мария ФедоровнаГалерея Уолтерс Арт, Балтимор (США)
24"Корзинка с букетом полевых цветов". Эмалевое яйцо-корзинка с высокой ручкой, в нем — золотые травинки и цветы, усыпанные бриллиантами. Авторство Фаберже признано недавно, так как нет клейм и форма яйца довольно необычна1901Александра ФедоровнаКоллекция королевы Великобритании Елизаветы II
25"Ампир"1902Мария ФедоровнаМестонахождение неизвестно
26"Клевер". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо из сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены алмазными розами или заполнены эмалью. Между ними — рубиновые ленточки. Подставка в виде ажурных изогнутых стеблей клевера. Сюрприз — четырехлистник клевера, выложенный бриллиантами и алмазами, и четыре миниатюрных портрета — утерян1902Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
27"Датский юбилей"1902Мария ФедоровнаМестонахождение неизвестно
28"Петр Великий". В память 200-летия основания Санкт-Петербурга. Мастерская Михаила Перхина. Верхняя часть футляра на шарнирах, внутри сюрприз — миниатюрная копия памятника Петру I1903Александра ФедоровнаМузей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)
29"Лебедь". Внутри яйца — фигурка заводного лебедя из посеребренного золота1906*Мария ФедоровнаФонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария)
30"Московский Кремль". Эмалевое яйцо с навершием в виде золотого купола (Успенский собор), на подставке в виде башен и стен Московского Кремля1906Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
31"Колыбель с гирляндами"1907Мария ФедоровнаМузеи Московского Кремля
32"Сетка из роз"1907Александра ФедоровнаГалерея Уолтерс Арт, Балтимор (США)
33"Павлин". Внутри сюрприз — механический павлин из золота и эмали1908Мария ФедоровнаФонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария)
34"Александровский дворец". Мастер Генрик Вигстрем. Нефритовое яйцо с портретом цесаревича Алексея. Поверхность декорирована золотыми и алмазными гирляндами и царскими монограммами. Внутри — модель дворца на золотой подставке1908Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
35"Александр III"1909Мария ФедоровнаМестонахождение неизвестно
36Яйцо с моделью яхты "Штандарт". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо горизонтально покоится на основании в виде ножки чаши (переплетенные дельфины из ляпис-лазури). Внутри прозрачного футляра — копия императорской яхты из золота, рассекающей хрустальные волны1909Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
37Яйцо с памятником Александру III. Прозрачное яйцо в ренессансном стиле, внутри которого помещена копия памятника императору работы скульптора Паоло Трубецкого из золота на ляпис-лазуревом постаменте. Ажурная оправа яйца — из платины1910Мария ФедоровнаМузеи Московского Кремля
38"Колоннада"1910Александра ФедоровнаКоллекция королевы Великобритании Елизаветы II
39"Померанцевое дерево". Яйцо в виде зеленого дерева в эмалевой кадке. При нажатии на один из плодов, растущих на дереве, срабатывает механизм, и в сопровождении соловьиной трели появляется поющая птичка. Фрукты и цветы изготовлены из рубинов, аметистов и розовых бриллиантов, листья дерева — из нефрита1910Мария ФедоровнаФонд "Связь времен"
40"15-летний юбилей царствования". Золотое яйцо, покрытое эмалью с миниатюрными акварельными сценами важных исторических событий1911Александра ФедоровнаФонд "Связь времен"
41"Наполеоновское"1912Мария ФедоровнаМузей искусств, Нью-Орлеан (США)
42"Цесаревич". Яйцо из лазурита с портретом цесаревича Алексея. Мастерская Генрика Вигстрема. Внутри рамка в виде двуглавого орла в стиле рококо, усыпанная бриллиантами, с портретом наследника1912Александра ФедоровнаМузей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)
43"Зимнее". Хрустальная скорлупа яйца покрыта гравировкой—морозным узором, на основании в виде сугроба. Внутри сюрприз — корзинка с ландышами1913Мария ФедоровнаАнонимная частная коллекция
44"300-летие дома Романовых". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо оправлено в золотой каркас из рокайльных завитков, с 18 миниатюрными портретами императоров и императриц (художник Василий Зуев). Сюрприз — вращающийся земной шар из вороненой стали с золотыми материками1913Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
45"Гризайль". Мастер Генрик Вигстрем, росписи Василия Зуева в стиле Людовика XVI. Эмалевые вставки, имитирующие камеи. Внутри — сюрприз в виде миниатюрного портшеза с Екатериной II, который несут два мавра1914Александра ФедоровнаМузей Хиллвуд, Вашингтон (США)
46"Мозаичное". Мастерская Августа Хольмстрема. Скорлупа заткана узором из драгоценных камней. Внутри овальный эмалевый медальон, увенчанный императорской короной с профильными портретами царских детей, на другой стороне — корзина с цветами и имена детей1914Александра ФедоровнаКоллекция королевы Великобритании
47"Красный Крест". Мастерская Генрика Вигстрема. Белое эмалевое яйцо с надписью "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Внутри — складной экран с изображением императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны и великих княгинь Ольги Александровны и Марии Павловны-младшей в форме сестер милосердия1915Мария ФедоровнаМузей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)
48"Красный Крест с триптихом". Внутри — изображение Воскресения Господня и святых Ольги и Татьяны1915Александра ФедоровнаМузей искусств в Кливленде (США)
49"Орден Святого Георгия". Самое скромное из императорских яиц (и единственное, покинувшее Россию в руках законного владельца: вдовствующая императрица увезла его с собой в Англию), с миниаюрными портретами Николая II и цесаревича Алексея1916Мария ФедоровнаФонд "Связь времен"
50"Военное". Стальное яйцо, опирающееся на миниатюрные орудийные снаряды. Внутри — миниатюра на мольберте, изображающая императора Николая II перед войсками (мастер Василий Зуев)1916Александра ФедоровнаМузеи Московского Кремля
(таблица из газеты "Коммерсант" за ноябрь 2005 г.)
 
Фирма Фаберже Птичка
 

Фирма Фаберже Солонка 1910

Революция уничтожила фирму Фаберже... и "в 1920-ом, Карл Фаберже доживал последние дни в Лозанне, почти в нищете. Он вечно, болел, хандрил и не испытывал желания разговаривать. Единственные слова, которые люди слышали от него достаточно часто, были: “Нет, это не жизнь!”... Когда же кто-то из сыновей спросил, почему Карл не воспользовался уникальной возможностью вывезти из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”. Может, он имел в виду: потеряв голову, о волосах не плачут, и жалкие осколки былого богатства никак не утешат того, кто утратил дело жизни и любовь царей. А, может, просто, что драгоценности к 1920 году до неприличия обесценились." ("Карл Фаберже: что проку в бриллиантах?" Ирина Лыкова). Прошло время и теперь вещи "с историей" от Карла Фаберже имеют баснословную цену, но... что проку в бриллиантах простым людям? Главное для нас просто красота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий