В канун Пасхи обычно возрастает интерес к творчеству ювелиров фирмы Карла
Фаберже и связан он в основном со знаменитыми пасхальными яйцами с сюрпризами,
которые по традиции выполнялись к Пасхе для подарков членам императорской семьи.
Всего яиц было сделано 50 (по другим сведениям 54). Материалы были самые
разнообразные: золото, серебро, хрусталь и даже сталь. Из стали было сделано
яйцо, носящее название "Военное", как раз на Пасху 1916 года в самый
разгар Первой мировой войны. Последнее яйцо было сделано из карельской березы в
1918 году, в то время когда царская семья уже томилась под арестом в Царском
Селе. Яйцо так и и не дошло до адресатов, Керенский не дал разрешения Карлу
Фаберже передать подарок узникам.
Перевышко А.И. Kарл Фаберже вручает "Ледяное яйцо" императору Николаю II в
присутствии Александры Федоровны и цесаревича Алексея 2001
Свою фирму Карл Густавович Фаберже, получил во
владение из рук своего отца в 1872 году (сам год основания фирмы 1842).
Благодаря умелому руководству и подбору персонала, а в фирме трудились лучшие
мастера-ювелиры России и Европы, изделия Фаберже становятся необыкновенно
популярными и пользуются бешеным спросом.
Яйцо "Петушок" Золото, финифть, бриллианты 1900
Поющие часы с выскакивающим заводным петушком.
Яйцо герцогини Мальборо с часами Золото, бриллианты, чеканка, полудрагоценные камни
Фирма Фаберже Пасхальное яйцо с моделью памятника Александру III на коне 1910
Среди покупателей русский императорский дом,
императорские дома Европы и широкие массы потребителей. И связано это было с
тем, что ассортимент изделий был, что называется на любой вкус и кошелек: от
уникальных, выпущенных в единственном экземпляре, до массовой продукции. Это
были всевозможные украшения, серебряная столовая и декоративная утварь, рамки
для фотографий (тогда в моду стали входить фотопортерты), драгоценные
галантерейные безделушки, камнерезная пластика (скульптурки животных из
полудрагоценных камней). Итогом всего это стало то, что Карл Фаберже был
признан "величайшим художником" рубежа ХIХ-ХХ столетий и был удостоен ордена
Почетного Легиона (высшей награды Франции) после Всемирной выставки 1900 года в
Париже.
Рамка для фотографий Эмаль, серебро 1908
Настольные часы в стиле модерн Слоновая кость,
эмаль, жемчуг 1910
(Из коллекции королевы Италии Елены (1873-1952),
крестницы императора Александра III)
Перевышко А.И. Карл Фаберже
Фирма Фаберже Пасхальное яйцо "Александровский дворец"
Судьба императорских пасхальных яиц мастерской Фаберже
(данные на конец 2005 года)
№
|
Название, описание
|
Год изготовления
|
Для кого изготовлено
|
Местонахождение
|
---|---|---|---|---|
1 | Яйцо с золотой курочкой внутри, в которой находятся миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яйцо-подвеска | 1886 | Мария Федоровна | Фонд "Связь времен" |
2 | "Курица, вынимающая сапфировое яйцо из корзинки" | 1886 | Мария Федоровна | Неизвестно |
3 | Яйцо-часы голубое со змеей | 1887 | Мария Федоровна | Коллекция князя Ренье III (Монако) |
4 | "Херувим, везущий колесницу с яйцом" | 1888 | Мария Федоровна | Неизвестно |
5 | Яйцо-несессер | 1889 | Мария Федоровна | Местонахождение неизвестно |
6 | "Датские дворцы" | 1890 | Мария Федоровна | Фонд Матильды Геддингс Грей, Нью-Орлеан (США) |
7 | "Память Азова". В футляре — миниатюрная копия корабля, на котором плавал великий князь Николай Александрович | 1891 | Мария Федоровна | Музеи Московского Кремля |
8 | "Бриллиантовая сетка". Яйцо на подставке в виде трех херувимов в оригинальном футляре, внутри сюрприз — заводной слоник (подставка и сюрприз ныне утрачены) | 1892 | Мария Федоровна | Анонимная частная коллекция в США |
9 | Кавказское яйцо | 1893 | Мария Федоровна | Музей искусств, Нью-Орлеан (США) |
10 | Ренессансное яйцо. Лежащее на боку яйцо в виде раскрывающейся раковины. Последний подарок Александра III жене | 1894 | Мария Федоровна | Фонд "Связь времен" |
11 | Яйцо с монограммами | 1895 | Мария Федоровна | Музей Хиллвуд, Вашингтон (США) |
12 | Яйцо с бутоном розы. Мастер Михаил Перхин. Эмалированное яйцо-футляр с бархатным дном и сюрпризом в виде розы. В ней был утраченный теперь сюрприз — копия императорской короны. Первый подарок Николая II жене | 1895 | Александра Федоровна | Фонд "Связь времен" |
13 | "Александр III" | 1896 | Мария Федоровна | Местонахождение неизвестно |
14 | Яйцо с вращающимися миниатюрами. Прозрачное хрустальное яйцо, внутри — две миниатюры работы Иоганна Цейнграфа на золотой оси | 1896 | Александра Федоровна | Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
15 | Яйцо с тремя миниатюрами | 1897 | Мария Федоровна | Фонд "Связь времен" |
16 | "Коронационное". Мастер Михаил Перхин. Футляр из золота и черной эмали (цвета императорской мантии) с сюрпризом — моделью кареты, в которой Александра Федоровна ехала на коронацию. Внутри кареты первоначально находилось утраченное ныне яйцо-подвеска | 1897 | Александра Федоровна | Фонд "Связь времен" |
17 | "Пеликан" | 1897 | Мария Федоровна | Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
18 | "Ландыши". Мастер Михаил Перхин. Одно из немногих яиц в стиле модерн. Корпус с розовой эмалью гильоше окружен ландышами (любимые цветы императрицы). Сюрприз — три портретных медальона (Николая II и двух дочерей) работы Иоганна Цейнграфа. Портреты появляются из верхней части яйца при нажатии жемчужной кнопки | 1898 | Александра Федоровна | Фонд "Связь времен" |
19 | "Анютины глазки" | 1899 | Мария Федоровна | Частная коллекция, США |
20 | Яйцо-часы с букетом лилий. Мастерская Михаила Перхина. Золотое яйцо в стиле Людовика XVI с эмалевым циферблатом увенчано агатовыми лилиями и золотыми розами. Внутри — сюрприз в виде бутона чайной розы с миниатюрной короной | 1899 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
21 | "Петушок" | 1900 | Мария Федоровна | Фонд "Связь времен" |
22 | "Сибирский поезд". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо лежит на ониксовом основании с тремя позолоченными грифонами, увенчано двуглавым орлом. На серебряных стенках выгравирована карта России. Внутри — копия транссибирского экспресса | 1900 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
23 | "Гатчина" | 1901 | Мария Федоровна | Галерея Уолтерс Арт, Балтимор (США) |
24 | "Корзинка с букетом полевых цветов". Эмалевое яйцо-корзинка с высокой ручкой, в нем — золотые травинки и цветы, усыпанные бриллиантами. Авторство Фаберже признано недавно, так как нет клейм и форма яйца довольно необычна | 1901 | Александра Федоровна | Коллекция королевы Великобритании Елизаветы II |
25 | "Ампир" | 1902 | Мария Федоровна | Местонахождение неизвестно |
26 | "Клевер". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо из сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены алмазными розами или заполнены эмалью. Между ними — рубиновые ленточки. Подставка в виде ажурных изогнутых стеблей клевера. Сюрприз — четырехлистник клевера, выложенный бриллиантами и алмазами, и четыре миниатюрных портрета — утерян | 1902 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
27 | "Датский юбилей" | 1902 | Мария Федоровна | Местонахождение неизвестно |
28 | "Петр Великий". В память 200-летия основания Санкт-Петербурга. Мастерская Михаила Перхина. Верхняя часть футляра на шарнирах, внутри сюрприз — миниатюрная копия памятника Петру I | 1903 | Александра Федоровна | Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
29 | "Лебедь". Внутри яйца — фигурка заводного лебедя из посеребренного золота | 1906* | Мария Федоровна | Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария) |
30 | "Московский Кремль". Эмалевое яйцо с навершием в виде золотого купола (Успенский собор), на подставке в виде башен и стен Московского Кремля | 1906 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
31 | "Колыбель с гирляндами" | 1907 | Мария Федоровна | Музеи Московского Кремля |
32 | "Сетка из роз" | 1907 | Александра Федоровна | Галерея Уолтерс Арт, Балтимор (США) |
33 | "Павлин". Внутри сюрприз — механический павлин из золота и эмали | 1908 | Мария Федоровна | Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария) |
34 | "Александровский дворец". Мастер Генрик Вигстрем. Нефритовое яйцо с портретом цесаревича Алексея. Поверхность декорирована золотыми и алмазными гирляндами и царскими монограммами. Внутри — модель дворца на золотой подставке | 1908 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
35 | "Александр III" | 1909 | Мария Федоровна | Местонахождение неизвестно |
36 | Яйцо с моделью яхты "Штандарт". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо горизонтально покоится на основании в виде ножки чаши (переплетенные дельфины из ляпис-лазури). Внутри прозрачного футляра — копия императорской яхты из золота, рассекающей хрустальные волны | 1909 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
37 | Яйцо с памятником Александру III. Прозрачное яйцо в ренессансном стиле, внутри которого помещена копия памятника императору работы скульптора Паоло Трубецкого из золота на ляпис-лазуревом постаменте. Ажурная оправа яйца — из платины | 1910 | Мария Федоровна | Музеи Московского Кремля |
38 | "Колоннада" | 1910 | Александра Федоровна | Коллекция королевы Великобритании Елизаветы II |
39 | "Померанцевое дерево". Яйцо в виде зеленого дерева в эмалевой кадке. При нажатии на один из плодов, растущих на дереве, срабатывает механизм, и в сопровождении соловьиной трели появляется поющая птичка. Фрукты и цветы изготовлены из рубинов, аметистов и розовых бриллиантов, листья дерева — из нефрита | 1910 | Мария Федоровна | Фонд "Связь времен" |
40 | "15-летний юбилей царствования". Золотое яйцо, покрытое эмалью с миниатюрными акварельными сценами важных исторических событий | 1911 | Александра Федоровна | Фонд "Связь времен" |
41 | "Наполеоновское" | 1912 | Мария Федоровна | Музей искусств, Нью-Орлеан (США) |
42 | "Цесаревич". Яйцо из лазурита с портретом цесаревича Алексея. Мастерская Генрика Вигстрема. Внутри рамка в виде двуглавого орла в стиле рококо, усыпанная бриллиантами, с портретом наследника | 1912 | Александра Федоровна | Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
43 | "Зимнее". Хрустальная скорлупа яйца покрыта гравировкой—морозным узором, на основании в виде сугроба. Внутри сюрприз — корзинка с ландышами | 1913 | Мария Федоровна | Анонимная частная коллекция |
44 | "300-летие дома Романовых". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо оправлено в золотой каркас из рокайльных завитков, с 18 миниатюрными портретами императоров и императриц (художник Василий Зуев). Сюрприз — вращающийся земной шар из вороненой стали с золотыми материками | 1913 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
45 | "Гризайль". Мастер Генрик Вигстрем, росписи Василия Зуева в стиле Людовика XVI. Эмалевые вставки, имитирующие камеи. Внутри — сюрприз в виде миниатюрного портшеза с Екатериной II, который несут два мавра | 1914 | Александра Федоровна | Музей Хиллвуд, Вашингтон (США) |
46 | "Мозаичное". Мастерская Августа Хольмстрема. Скорлупа заткана узором из драгоценных камней. Внутри овальный эмалевый медальон, увенчанный императорской короной с профильными портретами царских детей, на другой стороне — корзина с цветами и имена детей | 1914 | Александра Федоровна | Коллекция королевы Великобритании |
47 | "Красный Крест". Мастерская Генрика Вигстрема. Белое эмалевое яйцо с надписью "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Внутри — складной экран с изображением императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны и великих княгинь Ольги Александровны и Марии Павловны-младшей в форме сестер милосердия | 1915 | Мария Федоровна | Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США) |
48 | "Красный Крест с триптихом". Внутри — изображение Воскресения Господня и святых Ольги и Татьяны | 1915 | Александра Федоровна | Музей искусств в Кливленде (США) |
49 | "Орден Святого Георгия". Самое скромное из императорских яиц (и единственное, покинувшее Россию в руках законного владельца: вдовствующая императрица увезла его с собой в Англию), с миниаюрными портретами Николая II и цесаревича Алексея | 1916 | Мария Федоровна | Фонд "Связь времен" |
50 | "Военное". Стальное яйцо, опирающееся на миниатюрные орудийные снаряды. Внутри — миниатюра на мольберте, изображающая императора Николая II перед войсками (мастер Василий Зуев) | 1916 | Александра Федоровна | Музеи Московского Кремля |
(таблица из газеты "Коммерсант" за ноябрь 2005 г.)
Фирма Фаберже Птичка
Фирма Фаберже Солонка 1910
Революция уничтожила фирму Фаберже... и "в 1920-ом, Карл Фаберже доживал последние дни в Лозанне, почти в нищете. Он вечно, болел, хандрил и не испытывал желания разговаривать. Единственные слова, которые люди слышали от него достаточно часто, были: “Нет, это не жизнь!”... Когда же кто-то из сыновей спросил, почему Карл не воспользовался уникальной возможностью вывезти из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”. Может, он имел в виду: потеряв голову, о волосах не плачут, и жалкие осколки былого богатства никак не утешат того, кто утратил дело жизни и любовь царей. А, может, просто, что драгоценности к 1920 году до неприличия обесценились." ("Карл Фаберже: что проку в бриллиантах?" Ирина Лыкова). Прошло время и теперь вещи "с историей" от Карла Фаберже имеют баснословную цену, но... что проку в бриллиантах простым людям? Главное для нас просто красота. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий