понедельник, 1 апреля 2013 г.

Прекрасная Адини

Интересная вещь - Карл Брюллов за всю свою жизнь не выполнил ни одного и императорского заказа, да, он начал, но так и не окончил портрет императрицы с дочерьми, среди которых была и Адини, как называли в семье Александру Николаевну. Но есть одна картина, которая была написана Брюлловым фактически по собственной воле и он даже отказался от вознаграждения.
Карл Брюллов. Святая царица Александра, вознесенная на небо
 
Портрет-икона одной из самых красивых русских княжон - Александры, дочери Николая I, судьба которой легко могла бы стать сюжетом для голливудской мелодрамы. На картине изображена Великомученица IV века, супруга императора Диоклетиана, которая была обращена в христианство Святым Георгием, и вместе с ним приняла мученическую смерть. Эта икона является еще и портретом великой княгини Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I, которая умерла в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте от чахотки.
Портрет великой княжны Александры Николаевны , камея, вторая половина 1830-х гг. Италия
 
Она была  дочерью  Государя Императора Николая I Павловича воспитывалась вместе с сестрами - Великими Княжнами Марией и Ольгой. Воспитатели отмечали простоту и строгость обстановки, в которой жили дочери императора. Покои их на первом этаже Зимнего Дворца лишены были обычной роскоши Императорского Дворца. Любовь к ним венценосных родителей никогда не переходила в неуместное баловство, столь известно в обычных семьях. Николай I понимал, что державное замужество и переезд его дочерей в небогатые немецкие Дворы к державным избранникам, решительно изменяло их жизнь, поскольку становилось ясно, что блистательная жизнь при Императорском Санкт-Петербургском Дворе, в то время самом пышном и великолепном Дворе Европы, безусловно, отличалась от предстоящей жизни. Но девочек готовили вести себя достойно.
Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица августейшей матери, так и покойной бабушки, прусской королевы Луизы, соединялась в Александре Николаевне с необыкновенной даровитостью. В возрасте 10 лет любила она слушать сонаты и симфонии Людвига Бетховена, а в 13 лет сама с редким пониманием исполняла классические пьесы. В 14 лет у Великой Княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав! Император Николай I  не только с охотой слушал пение Великой Княжны, но и сам исполнял с ней и фрейлиной Н. А. Бартеневой церковное трио. Дома ее называли Адини, «наш луч солнца», «всеми любимая наша сестра».
 
О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843
 
Императрица Александра Феодоровна всеми силами способствовала развитию вокального дарования  дочери. В качестве учителя пения к Великой Княжне был приглашен итальянец Солива, который после годичных занятий обратил внимание на не прекращавшийся кашель своей ученицы. Придворным докторам не понравилось такое вмешательство в их дела, и Солива был уволен. Новая учительница, сменившая графиню, также обратила внимание на то, что голос Великой Княжны по временам производил тяжелое болезненное впечатление. Об этом доложили императрице, которая пожелала, чтобы лейб-медик Мандт выслушал больную. Но враги Мандта успокоили Императрицу, вооружили Великую Княжну против доктора - и мысль о правильном, методическом лечении опять была оставлена.
 
Кристина Робертсон.  Александра Николаевна
 
Когда Александре исполнилось 19 лет, родители стали подумывать о ее замужестве. К тому времени в Петергоф прибыли принц Фридрих-Вильгельм, сын ландграфини Гессен-Кассельской Шарлотты и ландграфа Вильгельма. В жены ему прочили Ольгу. Но принц был настолько потрясен красотой и обаянием Александры, что заявил матери: он женится только на этой девушке.

Принц провел с царской семьей в Петергофе целое лето, Александра Николаевна, отвечала принцу взаимностью. Всем казалось, что в состоянии здоровья невесты произошла благоприятная перемена; только один доктор Мандт был противного мнения, и, к несчастью, его предсказания оправдались.
 
К. Робертсон. Дочери императора Николая I, княжны Ольга и Александра Николаевны, 1840
 
Врача не послушали. 16 января 1844 года состоялось бракосочетание по католическому и православному обрядам, и молодая чета поселилась в Зимнем дворце. Молодые совершили недолгое путешествие в Пруссию, куда в замок Фазанерия было доставлено приданое принцессы Гессен-Кассельской Александры Николаевны.
 
Гау В. Портрет великой княжны Александры Николаевны. Около 1840
 
Летом чахотка усилилась и уже не отступала.  Больную перевезли в Царское Село, а в ночь на 29-е июля она преждевременно разрешилась от бремени младенцем. В тот же день не стало всеми любимой Великой Княгини.«Весь Петербург оделся в траур, в городе не было «ни одного сухого глаза». Не устоял и Брюллов, до того к царским заказам относившийся без энтузиазма. В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился. Эта картина висела в комнате Александры, из которой была устроена часовня.
 
Брат Александры, Великий Князь Константин, записал в день ее погребения: «4 августа…Не забуду я никогда, как гроб понесли, как Папа вполголоса сказал: «С Богом», как гроб медленно стал спускаться в тихую могилу, как мы все бросили на него землю, как, наконец, я в последний раз взглянул на него в глубине могилы – и все исчезло с лица земли, что было Адини».
Погребена она в Петропавловском соборе, у северной стены, недалеко от западных дверей. В память Великой Княгини Александры Николаевны в С.-Петербурге была открыта женская больница (на Надеждинской улице) и устроен образцовый приют с сиротским отделением для девочек. В 1850 году в Царском Селе был поставлен Великой Княгине памятник работы Витали (был уничтожен в первые годы советской власти). На памятнике Николаю I в Петербурге также есть прекрасная Адини. Похожа или нет - это уже сравните с портретами.
 

 
За Эрмитажным (Львиным) каскадом в Петергофе, южнее Березовой аллеи, - есть мраморная скамья-памятник, она сооружена тоже в память младшей дочери Николая I – великой княгини Александры Николаевны по проекту архитектора А.Штакеншнейдера в 1847 г. Бюст великой княгини, стоящий позади скамьи, выполнен скульптором И.Витали. Памятник воссоздан в 2000 г.


 
Печаль Николая I была очень глубокой и в его любимом Коттедже в Александрии (часть Петергофского паркового ансамбля) тоже есть  напоминания о Великой Княжне. Фонтан, комнаты в коттедже...
 


 
Вдовец ландграф Фридрих Вильгельм Адольф Георг вступил на престол курфюршества Гессен-Кассель в сентябре 1866 года под именем Фридриха Вильгельма II. Свершилось это после заключения с его старшим  братом Фридрихом Вильгельмом I и Пруссией договора, по которому последний отказывался от своих прав на престол курфюршества за денежное вознаграждение.

11 лет наследный принц носил траур по Александре Николаевне и только в мае 1853 года, по настоятельному совету королевского Дома Гогенцоллерн с ранее данного благословения императора Николая I, вторично венчался с принцессой Пруссии Марией Анной Фридерикой,  племянницей короля Пруссии.
И в заключение чуть-чуть о приданом Александры Николаевны ...Во Вторую мировую войну американские бомбардировщики, старательно обходили своим вниманием замок Фазанерию, зная, видимо, о сокровищах замка.

Что же это за сокровища? В первую очередь, конечно, легендарное приданое. Его составляют сервизы - фарфоровые, стеклянные, в том числе цветного стекла. Столы в нескольких залах с выставленной на них посудой покрыты двадцатиметровыми скатертями с вытканными российскими гербами. На каждом предмете - личный вензель Александры. Ко всему стоит упомянуть бронзу, одежду, монолитные зеркала, которые впервые научились делать именно в России. Вся посуда изготовлена также на российских фарфоровых заводах и дает полное представление о высоком уровне русского фарфорового производства. Стоимость экспонатов трудно переоценить. Достаточно сказать, что денег, вырученных когда-то за один серебряный сервиз, хватило на строительство приюта для бедных. А сервиз ныне снова красуется в замке.

В музее Фазанерия долго не решались выставить эти сокровища на всеобщее обозрение. Лед осторожности помогли сломать крупнейшие музеи России - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж, экспонировавшие сокровища Трои и картины известных мастеров, а также урегулирование некоторых сторон Закона о реституции.

Немецкие музейщики долго боялись возникновения споров вокруг "русской" коллекции. Но они вряд ли здесь уместны. С одной стороны, по условиям брачного договора, в случае смерти Александры приданое должно было быть возвращено в Россию. Но с другой - любовь, которая была главным мотивом вступления Фридриха-Вильгельма и Александры в брак, ни у кого не вызывала сомнений. Поэтому брачный контракт выглядел лишь формальностью, и после горя, постигшего обе семьи, естественно, никаких разговоров о возвращении не возникало тогда, не возникает и сейчас - ведь приданое было подарком русской стороны...

Комментариев нет:

Отправить комментарий