пятница, 5 апреля 2013 г.

Эмигранты или тоска по России

Потеря Романовых стала для многих, истинно русских, потерей России. Эмиграция. Жестокий хлеб и тоска. Тоска по прошлой жизни и ненависть к настоящей... Талантливо выполненная карикатура не стареет даже спустя века. Тем более политическая,  которая может   оказаться актуальной даже и сегодня. После 1917 года в Европе издавалось множество эмигрантских журналов, среди которых был парижский еженедельный журнал политической сатиры "Бич" под редакцией  М.С.Линского. Издание вполне можно назвать одесским, т.к. авторы материалов в основном были эмигрантами из Одессы. Литературная же часть - памфлеты, короткие рассказы, загадки - была отдана на откуп Аркадию Аверченко. 
Михаил Дризо Постройка новой России Карикатура из журнала "Бич"
Новая Россия все строится и строится, скоро будет уже сто лет, как большевики решили создать свой новый мир, но к сожалению, ни им, ни нынешним "строителям", так и не удалось построить что-то вечное... Карикатуры из журнала "Бич" - это картинки дня сегодняшнего, да плюс исторические личности и параллели. Есть довольно любопытные экземплярами с подтекстами и намеками...


  Шаржи на известных личностей М.С.Линского
Карикатуры М.С.Линского из журнала "Бич"
Вот, что удалось найти о редакторе журнала "Бич" М.С. Линском (сведения из статьи О.Барковской Классики одесской карикатуры: "Михаил Семенович Линский (Моисей Симович Шлезингер) — уроженец Николаева, в 1890-е учился в Одесской рисовальной школе, имя его несколько раз встречается в протоколах художественного совета школы в части «об учениках школы, не посещавших классы и не представивших работ». Школу он явно не закончил. В Одессе имя Линского вновь возникает в начале 1900-х годов, и с этих пор его рисунки, остроумные и точные, регулярно появляются на страницах популярнейших местных изданий — газет «Одесский листок» и «Одесские новости», журналов «Крокодил», «Бомба», «Театр и кино». Это были отклики на политические события, на злобу дня, серии зарисовок «Провинциальные силуэты», «Вся Одесса», «Муниципальная Одесса», «Финансовая Одесса» и другие. Художник, автор скетчей, пародий, киносценариев, журналист, художественный критик, театральный антрепренер — всеобщий любимец, талантливый, обаятельный, небрежно элегантный. Даже ехидные одесские газетчики отзывались о нем с неизменной симпатией. «М. Линский. Известен как карикатурист, но и пишет очень недурно. По внешности вполне европеец, чем (вместе еще кое с кем) заметно выделяется в среде одесских журналистов», — отмечал, к примеру, Ефим Зозуля. В 1915 г. Линский уезжает в Петроград, сотрудничает в журнале «Новый сатирикон», пишет сценки для театров миниатюр, пробует себя в кино. Работает в московских изданиях, не порывает связи и с Одессой. А в 1918 г. возвращается на юг, бежит от новой, большевистской власти, против которой резко выступал на страницах собственного журнала «Барабан» (журнал, кстати, закрыли не сразу, он выходил в Петрограде с мая 1917 — до весны 1918 г.). В конце 1919 г., когда иллюзии о возможности возвращения прежней жизни исчезают, Линский эмигрирует — по «классическому» маршруту: через Константинополь — в Париж.
В эмиграции он по-прежнему деятелен: сотрудничает в русских и французских газетах, выпускает журнал «Бич», пишет киносценарии. О последних днях художника рассказал Дон-Аминадо в книге воспоминаний «Поезд на третьем пути»: «...во время оккупации Парижа бывший балетный фигурант и немецкий наймит, по фамилии Жеребков, с удивительной прозорливостью докопался и открыл, что бывший принц де Линь был всего-навсего уроженец города Николаева Шлезингер, на основании чего и по приказу генерала фон Штульпнагеля, в одно прекрасное последнее утро, за крепостными валами Монружа, уже не с легкой проседью в подстриженной бородке, а белый как лунь и белый как полотно, Михаил Семенович Линский был расстрелян и зарыт в братской могиле в числе первых ста заложников»."
 Карикатуры М.С.Линского из журнала "Бич"

И далее... В статье Л.Гроссма на "Исторический музей Одессы", опубликованной в "Одесском листке" 13 марта 1916 г., есть строки посвященные библиотечной коллекции: "Здесь имеется целый альбом оригинальных рисунков М.С.Линского, которые со временем несомненно войдут в историю не только одесской, но и общерусской карикатуры".

Карикатуры Михаила Дризо из журнала "Бич"

Вместе с М.С. Линским в журнале работал и художник-карикатурист Михаил Дризо, подписывающий свои работы, как Mad. Его жизнь похожа на жизнь Линского. Опять слово О. Барковской: "Мад, он же Михаил Александрович Дризо, родился в 1887 году, в семье одесского врача. Еще студентом юридического факультета Новороссийского университета он начал публиковать свои рисунки в одесских газетах и журналах. Ко времени окончания университета Дризо приобрел опыт карикатуриста, псевдоним Мад (МАД, MAD) — и популярность. В итоге, вместо респектабельной карьеры юриста он выбрал ненадежную судьбу газетчика. С тех пор рисунки Мад'а регулярно появлялись на страницах одесской прессы вплоть до конца 1919 года.
В 1918 году вышла книга Мад'а «Так было...». В 60 рисунках художник рассказал о жизни России с марта 1917 по март 1918 года. Здесь война с Германией, революции — февральская и октябрьская, бедная Россия, у которой «много товарищей и так мало друзей», Керенский, Троцкий, Ленин (кстати, хороших фотографий Ленина в Одессе тогда еще не было, Мад делал рисунки, в основном, опираясь на рассказы очевидцев) и прочее. Книга была конфискована германскими военными властями, большая часть тиража пропала. Сегодня доподлинно известны два сохранившихся экземпляра — в Бахметевском фонде Иллинойского университета в США и в Одесской научной библиотеке им. М. Горького.
События, связанные с книгой, подтолкнули художника к отъезду из Одессы. Он отплывает в Константинополь, потом ненадолго возвращается, рассказывает в газетном интервью о трудностях эмигрантской жизни — и опять уезжает, уже навсегда, в Берлин, а затем в Париж. Так же, как и Линский, Мад сотрудничает в эмигрантских и французских изданиях, достаточно уверенно находит свое место в новой обстановке. После оккупации Франции в 1942 г. Мад был арестован за ранее опубликованные карикатуры на Гитлера, Геббельса и других «героев» рейха. Чудом было то, что военный суд не счел возможным осудить художника за рисунки, сделанные до капитуляции Франции — несмотря на еврейское происхождение автора. Но вскоре Мад'ом заинтересовалось гестапо. Буквально за два часа он вместе с женой успел покинуть Париж и до конца войны они скрывались в провинции по поддельным документам. В послевоенное время Мад продолжал работать во французских изданиях. Он дожил до 1953 года."







     Карикатуры Михаила Дризо из журнала "Бич"

Комментариев нет:

Отправить комментарий