вторник, 3 января 2017 г.

С приставкой "Царь"...

В России много интересного и неизведанного. Наши туристы все больше осваивают Европу, не замечая того, что у них под носом есть множество замечательных вещей. Впрочем это не их вина, а скорее вина государства и чиновников: и тех кто заведует туристическим бизнесом, и тех, кто занимается охраной культурного наследия России.
Куда первым делом спешат те, кто приезжает в Москву? Конечно же в Кремль и там вполне закономерно восторгаются делами рук русских мастеров: туристам показывают гордость России - Царь-пушку и Царь-колокол. Но мало кто знает, что в России есть и другие "цари и царицы", но к сожалению, некоторые из них находятся в плачевном состоянии, хотя представляют собой и культурную и историческую ценность и вполне могли бы также собирать толпы восхищенных туристов.

Царь-ванна Баболовского дворца

Один из таких шедевров находится в Баболовском парке Царского Села. Парк этот мало посещаем и туристов туда не водят никогда, но тем не менее... Баболовский парк возник благодаря Екатерине II, которая подарила князю Григорию Потемкину Таврическому мызу Баболово на окраине леса в трёх верстах от Царского села, где и был построен в 1780 году усадебный дом, который был заменен уже в 1785 году на каменный дворец. Как водится при усадьбе был разбит английский парк, вырыты пруды, осушены болота. Дворец снова перестраивается, проект выполняется архитектором В.П.Стасовым в 1824-1825 годах. Дворец редко посещали, и уже к концу 18 века он почти полностью обветшал. Во время Великой Отечественной войны был разрушен и до сих пор стоит в руинах.

 Дж.Кваренги Вид на Баболовский дворец
Состояние дворца ныне - руины!

Но... до сих пор сохранилось то, что представляет большой интерес для историков, архитекторов и туристов: композиционным центром дворца служил овальный зал, в центре которого была установлена гранитная ванна, которую с полным правом можно называть Царь-ванной.
СПРАВКА: (По материалам spb300.osis.ru) Уникальный бассейн из монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесному мастеру Самсону Суханову, который руководил изготовлением ростральных колонн у Биржи на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве, согласившемуся за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828).

Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, опирающаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Историк И. Яковкин считал это изделие "из первейших в мире", а профессор Я. Зембицкий говорил, что "сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита". Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна,  прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли.

Что не смогли сделать немцы, то смогли сделать "заботливые" руки российских, своих вроде бы людей и равнодушие чиновников. Уникальная вещь находится в плачевном состоянии и увидеть ее можно с большими трудностями, т.к. это порой опасно для жизни. 

Ну а чтобы не было так грустно, то все же есть и такие вещи, которые хранят бережно и это тоже вещь из разряда царских - Царь-фонарь. Находится он в Суздале и радует глаз многочисленных туристов. 

Царь-фонарь

Русское чудо "Царь-фонарь" находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. "Царь-фонарь" был сделан руками холмогорских умельцев в начале XVII века по высочайшему указу митрополита Иллариона. Фонарь этот, высотой более двух метров и весом в десять пудов (160 килограммов), несли перед крестным ходом на Пасху восемь человек. Восстановил это чудо Вячеслав Иванович Басов, мастер производственного обучения Суздальского художественного училища. Басов ездил добывать для "Царь-фонаря" редкую слюду из Карелии, по сохранившимся рисункам воссоздал причудливые чугунные узоры фонаря.
___________

Это только два шедевра с приставкой "царь", а сколько их еще в России? Что-то уже безвозвратно утеряно, что-то тихо умирает, а что-то бережно хранится, благодаря энтузиастам. Жаль, что наше государство не понимает, какую золотую жилу имеет в своих руках... мы все нефтью торгуем, да жилье бетонное грохаем, а могли бы на культуре делать бизнес, чем и занимается Европа и Америка. Мы же все постепенно теряем и теряем, а жаль...

1 комментарий: