суббота, 15 декабря 2012 г.

Мальтийского Ордена кавалер

Чуть более 210-ти лет назад, 27 декабря (16 декабря по старому стилю) 1798 года, император Павел I   издал манифест «О восприятии Его Императорским Величеством  звания великого магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского и о местопребывании оного ордена». Тем самым закреплялись отношения России и Мальтийского ордена, сложившиеся в конце 18-го века.
Боровиковский В. Л. Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800
Несколькими днями позже новое звание будет присоединено к императорскому  титулу, а символика ордена включена в государственный герб и государственную печать Российской империи. Резиденцией великого магистра и Священного совета Мальтийского ордена стал Петербург. В число российских орденов был включен Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Order of St.John of Jerusalem ), полное название "Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского" или как его еще называют Орден Госпитальеров или Мальтийский Орден, ставший главной наградой за военные подвиги.


Вслед за этим последовало широкое внедрение Мальтийского ордена в государственные организации, жизнь столицы и российскую геральдику. Гвардейские полки получили новые знамена с мальтийским крестом, 1 января 1799 года на одном из бастионов Адмиралтейства был установлен так называемый мальтийский павильон, открытие которого сопровождалось 33 орудийными залпами, дворцовая прислуга получила ливреи красного цвета - цвета костюма мальтийских рыцарей. 
 Тронное кресло императора Павла I, с эмблемой  Мальтийского ордена 1798-1800 гг, по рисунку Джакомо Кваренги
Госпитальеры единственный католический Орден, имевший связи с Россией с конца XVII века, когда русский царь Петр I послал на Мальту боярина Шереметева. Эта связь диктовалась для России необходимостью иметь базы флота в Средиземноморье для борьбы с турками, а для Ордена необходимостью иметь верного и постоянного союзника против турок. В период правления императрицы Елизаветы (1741-1761) в российской столице находился посланик Ордена маркиз Сакрамоза. При Екатерине II (1762-1796) Орден и Россия заключили военный союз против Турции. Русские офицеры проходили морскую практику на кораблях Ордена, орденские рыцари принимали участие в качестве офицеров Руской Армии в войнах против Турции.
В конце правления Екатерины под давлением французского императора Людовика XV Орден разорвал официальные связи с Россией. Однако, существовавшее Главное Приорство Ордена в Польше, с утратой Польшей независимости и включением ее в состав Российской империи в 1774 году, оказалось под угрозой и Орден, дабы не потерять значительные владения, был вынужден заключить Конкордат о сохранении приорства и позднее, во времена правления императора Павла I 15 июня 1797 года преобразовать в Главное Приорство ордена в России.
   
Знаки Ордена
Это дало основание Павлу 7 августа 1797 провозгласить себя Протектором Ордена (Protector of the Order), хотя этот титул по уставу Ордена не мог иметь некатолический монарх и его должен носить Император Священной Римской империи и Король обеих Сицилий Франциск II (Holy Roman Emperor and the King of the Two Sicilies). Однако Франциск в тот момент отчаянно нуждался в союзниках и никак не отреагировал на этот поступок русского императора. Рыцари и руководство Ордена, преследуемые в то время республиканской Францией, также крайне нуждались в защите и опоре и охотно приняли покровительство России.
Император Павел очень благоволил к мальтийцам. На территории России он предоставил членам Ордена "все те отличия, преимущества и почести, коими знаменитый Орден пользуется в других местах". Было организовано три командорства, руководитель Главного Приорства в России был введен в состав Государственного Совета. Всячески поощрялось вступление русских дворян в Мальтийский Орден.
Права "домогаться чести быть принятым в орден св. Иоанна Иерусалимского" имел любой дворянин Российской империи. При этом претендент должен был "доказать, что происходит от предков, приобретших дворянство воинскими подвигами" и что "благородное их происхождение не менее, как за 150 лет существовало". Однако, кроме кавалеров ордена "по праву" (т.е. соответствовавших названным условиям), допускалось членство "из милости". В эту категорию включались дворяне, пожалованные Мальтийским орденом, хотя по своему происхождению не имевшие на то генеалогического права.
Штейбен К.К. Граф Рымникский, князь Италийский, генералисимус А.В.Суворов. 1815
Но несмотря на недолгое время существования в качестве российского знака отличия, кавалерами Мальтийского ордена стали многие славные сыны нашего Отечества. Один из самых достойных среди них - Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800).
Боровиковский В.Л. Портрет Г.Р.Державина. 1811
Гаврила Романович Державин (1743 - 1816) хоть и написал в одном из своих стихотворений "мне лент и звезд не надо", но это не более чем поэтическая гипербола. На портрете, написанном знаменитым русским художником В.Л.Боровиковским, Г.Р.Державин изображен в полной парадной форме. Статский мундир его украшен лентой, двумя звездами и тремя крестами.  На груди виден белый крест с раздвоенными концами, украшенный сверху короной и "трофеем". Это орден святого Иоанна Иерусалимского, пожалованный императором Павлом I.
Этого ордена были удостоены также Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, П.П.Багратион, А.И.Кутайсов и другие прославленные граждане России. 
 Новый император Александр I в первые же месяцы своего правления (1 августа 1801 года) отказался от титула гроссмейстера Мальтийского Ордена, повелел убрать мальтийский крест с государственного герба, исключил орден Святого Иоанна Иерусалимского из списка орденов Российской империи. 1 февраля 1817 года царским указом российским подданным запрещается вступать в Орден. Лицам, ранее вступившим в Орден, сохраняются их орденские регалии и звания, полученные от Ордена, но наследникам они не передаются. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий