воскресенье, 24 марта 2013 г.

Аристократы на портретах Лампи-старшего

Русский парадный портрет трудно представить без работ живописца Иоганна-Баптиста Лампи Старшего,  который первоначально прославился в Австрии, а потом продолжил свой триумф уже в России. Благодаря Лампи мы можем видеть портреты вельмож времени правления Екатерины II. Лампи в совершенстве владел всем арсеналом изобразительных средств, необходимых для создания парадных портретов, хотя, по мнению искусствоведов, работы его на фоне виртуозности исполнения выглядят несколько поверхностно и искусственно.
 
"Лампи сумел в обобщенной характеристике запечатлеть современный ему тип людей, некое коллективное лицо русской аристократии Екатерининского времени"
Э. Ф. Голлербах

Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет императрицы Марии Федоровны 1794
(Частная колекция) 
 
Иоганн Баптист Лампи-старший (Johann Baptist Lampi the Elder) родился в 1751 году в  семье тирольского художника Матиаса Лампа. Учился у Ф. Кенига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге, затем у братьев Фр. и Д. Лоренци в Вероне. Иоганн Баптист расписывает плафоны, напрестольные образа для церквей, рисует исторические картины и портреты, развивает свое дарование усердным трудом. Успехи его были столь быстры, что  веронская академия художеств избрала его в свои члены в 1773 году, когда ему едва исполнилось 22 года.

Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет Станислава - Августа Понятовского
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший  Граф Феликс Потоцкий с сыновьями 1790
(Лувр, Париж)
 
В 1783 году Лампи перезжает в Вену, где вскоре становится любимым портретистом двора и знати. В это время он пишет  большой портрет императора Иосифа II (находится в венской академии художеств) и два  портрета семейства графов Потоцких. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, художник отправился в Варшаву. Князь Потемкин, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника, в Яссы, где им были написаны портреты Безбородко, самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Благодаря последнему художник получает приглашение от императрицы Екатерины II прибыть в Санкт-Петербург. Первым его произведением здесь был именно ее портрет во весь рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 рублей, Лампи получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 рублей и 400 дукатов, в возмещение расходов по приезду в Петербург и обратному пути в Вену.  Работая при дворе Екатерины II,  Лампи находит себе здесь покровителя в лице графа П. А. Зубова, чей портет так же есть в собрании Эрмитажа.
 
 Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет императрицы Екатерины II 1794
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
 Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины 1793
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет князя Платона Александровича Зубова 1802
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
В России Лампи провел шесть лет (1792-98), пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных. В 1795 году Лампи за портреты Н. Б. Юсупова, П. В. Завадовского, Мусина-Пушкина, бесплатно выполненные для конференц-зала Академии, получил в подарок коллекцию медалей. По словам современников, успех отца и сына Лампи был настолько велик, что при русском дворе не осталось буквально ни одного человека, не запечатленного их кистью.
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет князя Н.Б. Юсупова с собакой 1787
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет князя Николая Борисовича Юсупова 1790
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет князя Григория Потемкина-Таврического 1790
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет графа Александра Андреевича Безбородко 1794
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет князя А.А.Безбородко 1794
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
 Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет великих князей Александра и Константина 1795
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет адмирала Осипа Михайловича де Рибаса 1796
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
В 1797 после специального указа Павла I  о лишении Лампи государственного пенсиона (ох, уж эта нелюбовь ко всем любимцам матушки Екатерины) вынужден был покинуть Петербург и уехать в Вену. Может быть поэтому так несколько карикатурно и выглядит Павел I на портрете кисти Лампи старшего?
 
Иоганн Баптист Лампи Старший  Портрет императора Павла I
(Частная коллекция)
 
 Иоганн Баптист Лампи Старший Портрет императрицы Марии Федоровны (эскиз)
(Государственный Эрмитаж, Петербург) 
 
Возвратившись в Вену, он продолжал  работать, был возведен, вместе с нисходящим потомством, в дворянское достоинство и получил диплом на звание почетного гражданина города и с того времени подписывал свои работы Chevalier de Lampi. В 1805 был назначен на должность хранителя императорской художественной коллекции. Имел собственную обширную мастерскую в Вене, где выполнялись портретные заказы. В 1822 году удалился от дел, но все еще не расставался с кистью, помогая в работах своему старшему сыну, который тоже стал знаменитым художником.
 
Иоганн Баптист Лампи Старший  Портрет сестер Томатис
 
Художник умер 11 февраля 1830 года - 180 лет назад... Ныне произведения Лампи находятся во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Академии изобразительных искусств в Вене, Национальном музее в Варшаве и в частных коллекциях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий