понедельник, 25 марта 2013 г.

Паоло Трубецкой и его Романовы

Паоло Трубецкой... имя, которое знают сейчас немногие, хотя те, кто бывал в Петербурге обязательно так или иначе видели самую знаменитую его работу - памятник Александру III, опальный памятник при советской власти. Хотя и сейчас скульптурное изображение императора на коне стоит почти запрятанное во дворе Мраморного дворца.
 
Памятник императору Александру III в Петербурге. Старая открытка
 
В 1900 году Трубецкой выигрывает конкурс, организованный по заказу императора Николая II, на создание памятника Александру III  среди таких известных скульпторов, как Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. М. Опекушин, М. А. Чижов, А. Л. Обер, А. О. Томишко. Сооружение памятника подвело итог творчеству Трубецкого в России. Около пятидесяти станковых работ создал Трубецкой в России. Это был необыкновенно плодотворный период его творчества. В 1906 году Трубецкой уезжает в Париж.

Император Александр III

Биография скульптора и художника весьма интересна. Павел (Паоло) Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Италии в местечке Интра близ озера Маджоре. Отец его, князь П. И. Трубецкой, состоял при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции, не зная ещё, что останется здесь до конца жизни. Женой князя стала американка Ада Винанс, приехавшая во Флоренцию учиться пению. Она живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера.

В 1874 году Паоло выполнил первую скульптуру — голову поющего старика из воска.  В 1877–1878 годах Паоло учился и окончил начальную школу в Милане. Вернувшись в Интру, он по настоянию отца поступил в техническую школу. И даже брал частные уроки физики и математики, но учился неохотно.В 1885 году Трубецкой приобрёл собственную студию в Милане. А ещё через год впервые участвовал в выставке в Милане, где показал скульптуру «Лошадь», и работа была замечена.
Лев Толстой и Паоло Трубецкой во время конной прогулки
 
Паоло Трубецкой лепит скульптуру Л.Н.Толстого

Вскоре семья Трубецких разорилась и продала виллу. Паоло вынужден жить самостоятельно. С 1886 года и до приезда в Россию у Трубецкого так называемый «период нищеты». Художник переезжает с места на место, работая на фермах, чтобы заработать деньги на жизнь и занятия искусством. 1897 год памятный для Трубецкого. Он участвует в Венецианской биеннале. Некоторые критики с этой выставкой связывали начало творческой зрелости Трубецкого. В том же году он едет в Россию к родственникам и там принимает предложение князя Львова, директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, преподавать скульптуру. Его деятельность в качестве преподавателя оказала большое влияние на формирование целого ряда русских мастеров.
 
Проект памятника императору Александру II Скульптор Паоло Трубецкой
 
Великий князь Андрей Владимирович Скульптор Паоло Трубецкой
 
Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны Акварель Паоло Трубецкого
 
Скульптурное изображение великой княгини Елизаветы Федоровны Скульптор Паоло Трубецкой

Талант Трубецкого оказывается столь ярким и необычным, что работы совсем ещё молодого скульптора начинают появляться на выставках и привлекают к себе внимание.Трубецкой показывает свои работы на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», на зарубежных смотрах, в том числе и на Международной выставке в Париже в 1900 году, где его произведения были отмечены почётной медалью.
 
Караул к памятника Александру III
 
Но вернемся к памятнику Александру III. Мнения о нем были весьма неоднозначные. «Меня упрекают, - вспоминал Паоло Трубецкой, - что я как будто не окончил моего труда, что в нём много недоделанного. Мне думается, что это упрёк неоснователен. Всякий по-своему понимает законченность данного произведения. В памятнике нет ничего классического — это совершенно идейный памятник. Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… Оно тем более понятно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства…»  И далее: «Ставят мне в упрёк толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжёлую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Что касается вопроса, к чему стремился - к портретности или выражению известной идеи, - то в данном случае я, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть памятника, а без символа - произведения искусства. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль».
 
Паоло Трубецкой в своей студии

Когда в 1913 году Трубецкой выставил свои работы на римском Сецессионе, они уже не вызвали большого интереса. Критики писали, что Трубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма». В 1914 году скульптор едет в США. Трубецкой намерен был провести в Америке несколько месяцев, но из-за войны остался до 1921 года. Художник устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго, Сан-Франциско. В 1932 году Трубецкой возвращается в Италию. Последним произведением мастера стала фигура Христа, оплакивающего человечество, которое творит зло. 12 февраля 1938 года Трубецкой скончался на вилле Кабианка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий