Мир хижинам - война дворцам... с таким лозунгом большевики шли во власть. Официальная историография советского периода активно внушала нам, что дворцы были исключительно для дворян и для членов царской семьи и их приближенных. Эти люди лишь отдыхали... Сейчас мы уже понимаем и знаем, что это не так и все было несколько иначе. Опять возвращаюсь к теме милосердия и участия женщин и сестер милосердия в истории России. На этот раз пойдет речь о госпитале, располагавшемся в Зимнем дворце и созданном по решению императора Николая II и его семьи. Его существование было кратковременным - с октября 1915 по октябрь 1917 года, но он вошел в историю и Зимнего Дворца и в историю подвижнического служения. Так же с 1915 года окрестностях Петербурга царской четой было открыто еще несколько госпиталей и лазаретов.
Персонал одного из госпиталей с императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной 1915 г.
Но вермнемся к Зимнему. 1 августа 1914 года для России началась Первая Мировая война. С фронта в большом количестве поступали раненые, существующие госпитали уже не вмещали всех нуждающихся в помощи. И 10 октября 1915 года произошло беспрецедентное событие, в парадных залах Зимнего дворца был открыт госпиталь, носивший имя цесаревича Алексея. Все бывавшие в Эрмитаже помнят великолепие залов императорского дворца: анфилады, лепнина и позолота, сверкание хрусталя. И вот тут и был открыт госпиталь и госпиталь именно для солдат и низших чинов, а не для офицеров.
Под госпитальные нужды отдали Аванзал, Восточную галерею, большую часть Фельдмаршальского зала, Гербовый, Пикетный, Александровский и Николаевский залы. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия. В Галерее 1812 года хранилось белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Здесь же был расположен рентгеновский кабинет. Вестибюль Главной лестницы заняла столовая. На ее площадках разместили канцелярию, кабинет главного врача, приемную, лабораторию и рентгеновский кабинет. Расходы по устройству взяло на себя министерство Двора, а по оборудованию и содержанию - Красный Крест. Переоборудование дворцовых залов оказалось делом трудоемким: надо было устроить дымоходы, установить котлы, провести дополнительные водопроводы и канализационные трубы.
Гербовый зал. Сестры за приготовлением чехлов и наволочек октябрь 1915 г
Госпиталь в Николаевском зале Зимнего Дворца
В знаменитых и известных всем нам, и сегодня сохранивших свое изначальное убранство, Николаевском, Гербовом, Александровском и в аванзале сняли блюда, солонки и кронштейны. Сфотографировали, пронумеровали и уложили в ящики. Стены в залах, где располагались госпитальные палаты, затянули белым коленкором, а полы покрыли линолеумом, чтобы не портить великолепные паркеты. Дворцовые люстры не включали, к ним подвесили на шнурах по лампочке, а ночью разрешалось включать только лампы фиолетового цвета. Особая статья – это Гербовый зал, гербы в них закрыли щитами, закрыли деревом канделябры и в Николаевском зале и скульптуры в Иорданском вестибюле.
Ольга и Татьяна и сестры милосердия одного из госпиталаей
Госпиталь был великолепно оснащен, штат укомплектован первоклассными специалистами. Персонал госпиталя состоял из 35 врачей, в основном хирургов, 50 сестер милосердия, 120 санитаров, 26 человек хозяйственного персонала, 10 человек служащих канцелярии. Поступали в этот госпиталь только тяжелораненые солдаты, нуждавшиеся в квалифицированной помощи. Для профилактики инфекций их двое суток выдерживали на сортировочном пункте и подвергали тщательной санобработке. В Николаевском зале размещалось 200 человек с ранениями в череп, грудную клетку и позвоночник. В Восточной галерее лежали раненые в конечности, там же был выгорожен глазной кабинет. В Гербовом зале - солдаты с ранениями в брюшную полость, бедро и тазобедренный сустав. Александровский зал предназначался для раненных в плечо и спину. Самых тяжелых укладывали в Петровском зале и отгораживали ширмами.
Великая княжна Ольга
Снабжался госпиталь в Зимнем дворце значительно лучше, чем другие, однако были в нем и неудобства. В залах лежало до 200 человек, было душно. Ежедневно госпиталь навещали члены императорской фамилии, высокопоставленные чиновники, делегации Красного Креста из Франции, Бельгии, Англии и Голландии. Посещения нередко проходили даже в мертвый час, нервируя раненых.
Великая княжна Ольга 1914
Сестры милосердия сыграли огромную роль в годы первой мировой войны. Для них в работа госпиталях и лазаретах была не только долгом, но и велением сердца, внутренней потребностью служения ближнему, любовью и милосердием к страждущим. Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия.
Великие княжны Мария и Татьяна с ранеными госпиталя
Императрица Александра Федоровна писала о своей работе в лазарете:
"Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!"
Лидеры Февральской революции, появившись в стенах главной царской резиденции, не изгнали раненых. Это сделала лишь революция большевиков. После известных событий октября 1917 года дворцовый госпиталь прекратил свое существование - 28 октября 1917 года госпиталь Зимнего дворца закрыли. Советские историки "забыли" о дворцовом "лазарете для низших чинов". Не выгодно было упоминать об этой странице истории ненавистного царского режима. Первые материалы об этом госпитале появились в Эрмитаже лишь в 1975 году, после того как Б. Б. Пиотровский, директор музея, принял на хранение воспоминания Н. В. Галаниной, некогда служившей сестрой милосердия в нем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий