среда, 13 марта 2013 г.

Большая любовь Великого князя

Великий князь Михаил Александрович Романов закончил свою жизнь в ночь с 12 на 13 июня 1918 года недалеко от Перми. Пермские чекисты презрительно именовали его "Мишкой" или же "калифом на час", помятуя о том, что Михаил Романов правил Россией всего одну ночь - со 2 на 3 марта 1917 года. Но какое дело было не состоявшемуся царю до тех, кто когда-то был "ничем": свои последние дни в Перми он провел в ожидании, старался не беспокоиться, гулял и вспоминал об ушедшем, мечтал о встрече с той, которая стала его самой большой любовью в жизни...
 
"Ужас как разлука действует на нервы, всякий пустяк волнует и расстраивает. Я сегодня что-то совсем не могу писать, а мне так хочется выразить тебе все те чувства, которые рвутся из моей груди, так хочется тебе высказать всю мою безграничную любовь и преданность - если бы  ты знала, моя дорогая, как я изнемогаю от такой жизни без тебя, без ласки, без любви!"
Из письма Великого князя Михаила Александровича Наталье Брасовой 27 августа 1916 года
 
Великий князь Михаил Александрович с супругой графиней Натальей Сергеевной Брасовой
 
Великий князь Михаил Романов был младшим и самым любимым сыном императора Александра III: родился 22 ноября 1878 года в день Архангела Михаила, в честь которого и получил свое имя. Ни при каких обстоятельствах он не мог рассчитывать на скипетр и корону, поэтому вел довольно счастливую жизнь: по мнению общества Михаил был баловнем судьбы, беззаботным, увлеченным автомобилями, спортом, скачками...


Великикй князь Михаил Александрович в детстве
 
 Лауритс Туксен Император Александр III с супругой Марией Федоровной и сыном Михаилом 1885
 
Но внезапно в 1899 году умирает от туберкулеза  его  брат - Георгий, от которого он унаследовал право быть наследником русского престола и значительную часть его имущества, в том числе обширное имение Брасово. После рождения у Николая II долгожданного сына Алексея  Михаил получил звание "правителя государства".  Но все это никак не повлияло на его размеренную светскую жизнь и о нем заговорили лишь после его скандального брака.
 
На прогулке: Михаил Александрович на велосипеде, в ландо - Ольга, Ксения и Сандро,
у ландо - император Николай II
 
Великий князь Михаил Александрович в одной из комнат Гатчинского дворца  
Великий князь Михаил Александрович 1896
 
Великий князь Михаил Александрович на охоте в Гатчине 
 
Великий князь Михаил Александрович на охоте 1903
 
 
Великий князь Михаил Александрович на  костюмированном балу в Зимнем Дворце 1903 год
 
Великий князь Михаил Александрович  с сестрой Ольгой Александровной

Великий князь Михаил Александрович, император Николай II и Наталья Сергеевна Брасова
Великий князь Михаил Александрович 1905
 
Как и все Великие князья, Михаил по традиции был профессиональным военным и в 1908 году командовал эскадроном лейбгвардии кирасирского полка Ее императорского Величества Марии Федоровны, "синими кирасирами", как их звали в высшем свете. Полк располагался в Гатчине, под Петербургом. Регулярно давались балы и светские рауты, на одном из которых и произошло знакомство Великого князя с Натальей Сергеевной Вульферт, женой ростмистра В.Вульферта.
Дирижер и музыкант Сергей Иванович Мамонтов
 
Наталья Сергеевна Вульферт с мужем Владимиром Вульфертом
 
Наталья Сергеевна с Михаилом
 
Наталия Сергеевна была дочерью известного в те годы адвоката С.Шереметьевского. В 16 лет она вышла замуж за музыканта Сергея Ивановича Мамонтова, племянника самого Саввы Мамонтова, но брак был недолгим и был разорван по инициативе самой Натальи Сергеевны. Следующим ее мужем стал офицер кирасирского полка В.Вульферт, которому она родила двоих детей (по другой версии ребенок был всего один, девочка, и ее отцом был Сергей Мамонтов).  Но стоит отметить одну особенность - Наталья Сергеевна выбирала для себя удивительно похожих внешне мужчин - на фото все три ее избранника почти как близнецы! Роман с Великим князем перевернул всю жизнь этой красавицы и может быть даже не дал возможности России пойти иным путем, чем тот, что мы знаем. Но история не терпит сослагательного наклонения и поэтому не стоит гадать, что было бы, если бы не было бы этого романа и этой любви... 
Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Брасова
 
  Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Брасова

 Наталья Сергеевна Брасова
 
Они влюбились друг в друга с первого взгляда. При дворе сразу же поползли сплетни и слухи. Император Николай II был возмущен поведением брата и резко возражал против возможного брака. Тем не менее Великий князь выбрал себе далеко не простую женщину, вот как описывает встречу с Натальей Вульферт французский посол Морис Палеолог: "Проезжал около четырех часов по Литейному, я заглянул в антикварную торговлю Соловьева. Я стал рассматривать, в глубине безлюдного магазина, прекрасные французские издания XVIII века. В это время входит стройная дама лет тридцати и садится за столик, на который для нее кладут папку с гравюрами. Она прелестна. Ее туалет свидетельствует о простом, индивидуальном и утонченном вкусе. Из-под растегнутой шеншиловой шубки видно платье из серебристо-серого шелка, отделанное кружевами. Шапочка светлого меха очень идет к ее пепельным волосам. Выражение лица гордое и чистое; черты прелестны; глаза бархатистые. На шее, при свете зажженной люстры, сверкает ожерелье из чудного жемчуга. С большим вниманием разглядывает она каждую гравюру; иногда она от напряжения мигает и приближает лицо к гравюре. По временам она, наклоняется направо, где около нее поставлена табуретка с другой папкой гравюр. Малейшее ее движение отдает медленной, волнистой, нежащей грацией..."
 
 
 
Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Брасова - минуты счастья
 
Ах этот льстец Палеолог, дальнейшие его суждения о красавице Брасовой несколько иные и рисуют ее далеко не с привлекательной стороны и кратко описывают то, что произошло в дальнейшем в жизни этой любовной пары: " Г-жа Вульферт, особа интеллигентная, ловкая и энергичная, повела дело необычайно искусно. Прежде всего, она развелась с Вульфертом. Потом она родила. Тогда великий князь объявил о своем решении вступить с ней в брак, несмотря на крайнее недовольство государя. В мае 1913 г. любовники поселились в Берхтесгадене, на границе Верхней Баварии и Тироля. В одно прекрасное утро они выехали в Вену, куда раньше отправился их доверенный. В Вене была православная церковь, устроенная сербским правительством для своих подданных. Настоятель этой церкви за тысячу крон наскоро тайно обвенчал высокую чету.
Извещенный об этом браке, Николай страшно прогневался. Он издал торжественный манифест, лишавший своего брата права условного регентства, которое он ему даровал по случаю рождения наследника. Кроме того, он учредил над ним, по сенатскому указу, опеку, как это делается над несовершеннолетними или слабоумными. Въезд в Россию ему был воспрещен.
Но пришлось, все-таки, считаться с некоторыми последствиями совершившегося факта. Нужно было, например, придумать фамилию для той, которая отныне стала законной супругой великого князя Михаила. Брак ее был морганатический, и стать особой императорской фамилии, носить имя Романовых -- она не могла; поэтому она приняла титул графини Брасовой, по имению, принадлежавшему великому князю; было даже получено высочайшее согласие на титул графа Брасова для ее сына.  Супруги-изгнанники вели самый приятный образ жизни -- то в Париже, то в Лондоне, то в Энгадипе и в Канн. Сбылось то, чего желала Наталия Сергеевна..
."
 
Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Брасова

Жуковский С.Ю. Малая гостиная в имении "Брасово" 1916
(Оренбургский областной музей изобразительных искусств)
 
Жуковский С.Ю. Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича 1916
(Государственная Третьяковская галерея)

Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна Брасова с сыном Георгием
 
Георгий Михайлович Брасов


Художник (?)Георгий Михайлович Брасов в юности
 
Всего несколько строк, но сколько за ними стояло переживаний и попыток узаконить свои отношения. Казалось бы все в конце-концов закончилось хорошо, но...война и революция разрушили эту семейную идиллию. С началом войны Великий князь Михаил Адександрович отбыл на фронт и возглавил "Дикую дивизию", кавалерийскую часть, состоящую из уроженцев Кавказа. Затем он становится генерал-инспектором кавалерии и за отличия в боях получает Георгиевский крест... но 1917 год рушит и это.
 
 Репин И.Е. Великикй князь Михаил Александрович. Фрагмент картины "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения" 1903
(Государственный Русский музей)

 
2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола в пользу Михаила: "Его Императорскому Величеству Михаилу. Петроград. События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если огорчил тебя и что не успел предупредить. Останусь навсегда верным и преданным братом. Возвращаюсь в Ставку и оттуда через несколько дней надеюсь приехать в Царское Село. Горячо молю Бога помочь тебе и твоей Родине. Ники" - слова телеграммы Николая II, оправленной после отречения брату. 3 марта уже и Великий князь объявил о своем решение отречься от престола и Россия был ввергнута в пучину Гражданской войны.
 
Великикй князь Михаил Александрович и графиня Наталья Сергеевна Брасова - минуты счастья
 
Счастливая жизнь закончилась: любимая  Гатчина стала последним мирным приютом для Михаила Александровича и Натальи Сергеевны. Они вели тихую и размеренную жизнь, но уже в   9 марта 1918 года Совет Народных Комиссаров постановил: "Бывшего великого князя Михаила Александровича Романова, его секретаря Николая Николаевича Джонсона, делопроизводителя Гатчинского дворца Александра Михайловича Власова и бывшего начальника Гатчинского железнодорожного жандармского управления Петра Людвиговича Знамеровского выслать в Пермскую губернию впредь до особого распоряжения". Вместе с ними поехала и Наталья Сергеевна Брасова.
 
Пермь. Одна из последних фотографий Великого князя Михаила Александровича с секретарем Николаем Николаевичем Джонсом 1918
 
В Перми Великий князь поселился в бывшей гостинице Королева и ежедневно ходил отмечаться в милицию. Режим по немногу ужесточали и благодаря уговорам мужа Наталья Сергеевна покинула Пермь. Она металась по чиновничьим кабинетам, стараясь облегчить участь мужа, но... В ночь на 13 июня 1918 года Великий князь Михаил Александрович Романов был подло убит. Вот как пишет о последних минутах этого убийства А.В.Марков, участник революционного движения и установления советской власти в Перми: "Все вышли из фаэтонов. Марков тут же выстрелил в голову Джонсона и убил его наповал. Колпащиков тоже сделал выстрел, но неудачно. Жужгов ранил великого князя, хотел выстрелить ещё, но случилась осечка, патроны были самодельными. Михаил побежал на Маркова, прося его проститься с Джонсоном, но был убит выстрелом в упор. Светало, поэтому трупы только забросали сверху ветками, а чуть позже закопали под деревьями."
 
  Графиня Наталья Сергеевна Брасова 1918
 
Графиня Наталья  Брасова на 34 года переживет мужа... О том, что было потом, уже без Михаила и без надежды на возвращение в Россию, с Натальей Сергеевной расскажет маленький отрывочек из статьи  А. Щербины и С. Иль "Эта хитрая и злая бестия...": "С 1926 года Наталья Сергеевна обосновалась во Франции: здесь жизнь была дешевле... Хотя годы пощадили Брасову (кстати, по документам ей значилось на восемь лет меньше, чем на самом деле) и она по-прежнему сохранила обаяние и привлекательность, однако во Франции она чувствовала себя одинокой. В эмигрантской среде Брасову недолюбливали, побаивались ее злого и острого языка.
Дети были далеко. Тата, выйдя замуж за бедного англичанина против воли матери, разорвала с ней всякие отношения. Сын учился в Харроу — закрытой школе для детей английской элиты... Когда в Дании умерла бывшая российская государыня Мария Федоровна, она завещала своему внуку от Михаила некоторую сумму денег. Их хватило на то, чтобы осуществить мечту Георгия — купить спортивный автомобиль «Крайслер» последней модели. Тогда он уже учился в Сорбонне и жил с матерью в Париже.
После выпускных экзаменов в июле 1931 года Джорджи с приятелями отправился на автомобиле в Канн. Он весело попрощался с матерью, обещая вернуться не позже чем через две недели — к своему двадцать первому дню рождения. Спустя несколько часов после их отъезда раздался телефонный звонок из города Санса: мчавшийся на бешеной скорости автомобиль врезался в дерево, приятель погиб на месте, Георгий — он был за рулем — доставлен в больницу в безнадежном состоянии. Наталья Сергеевна успела приехать в Санс к полуночи. Утром сын, не приходя в сознание, скончался у нее на руках.
Брасова привезла тело юноши в Париж, похоронила на кладбище Пасси, купив рядом место для себя. На погребальной церемонии она казалась спокойной и сдержанной, только бледнее обычного.
Были устроены пышные похороны, как подобает лицу императорской крови. Они съели последние остатки сбережений. Теперь она была без гроша в самом прямом смысле слова. Снимала убогую комнатушку в квартире русской эмигрантки, злобной старой девы, которой доставляло массу удовольствия издеваться над своей жиличкой. В конце 1951 года Брасова заболела. Узнав о диагнозе — раке груди, квартирная хозяйка выгнала ее из дома. Бесприютную старуху поместили в больницу для бедных. Там она и умерла 23 января 1952 года. Церковная община собрала деньги на похороны. На надгробную плиту средств не хватило.
Но уже после смерти Брасовой в ее истории совершился еще один виток. В 1965 году на кладбище Пасси побывал какой-то приезжий из Советского Союза. Уходя, он зашел в кладбищенскую контору и сказал:
– Грош цена русской эмиграции, если она допустила такое ужасное состояние могилы жены и сына Михаила Романова.
Кто был этот человек, почему ему было дело до покойных Брасовых? Презрительная сентенция «наглого большевика» подей­ствовала как ожог — эмигрантские активистки собрали немалую сумму, и через несколько лет могилу украсила солидная мраморная плита.
"

 
Могила Натальи Сергеевны Брасовой на кладбище в Пасси
 
Грустный конец, впрочем такой конец был у многих русских эмигрантов, да и тех, кто остался в России. Никого не спасли ни любовь, ни надежда на то, что что-то сможет измениться в их жизни в будущем...
 В материале использованы цитаты из статьи А. Щербины и С. Иль "Эта хитрая и злая бестия... Она могла стать последней русской императрицей и  из книги Мориса Палеолога Царская Россия накануне революции"

Комментариев нет:

Отправить комментарий